Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 г

Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года

 

Итогом изучения ребенка специалистами консилиума является создание индивидуальных образовательных маршрутов для детей с отклонениями в развитии. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает

-          установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков её достижения;

-          выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе;

-          разработку индивидуально ориентированных коррекционных программ с учётом структуры дефекта ребёнка.

Индивидуально ориентированные коррекционные программы разрабатываются специалистами консилиума образовательного учреждения с учетом структуры дефекта детей. При составлении и реализации таких программ обязательно соблюдение принципов коррекционной направленности образовательного процесса и учёта динамики индивидуального развития

При определении целей и задач программы коррекционно-развивающей работы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Любая программа коррекционного воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии и их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

-          коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития);

-          профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии);

-          развивающего (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития).

Индивидуальные коррекционные программы предполагают максимальное использование потенциальных возможностей каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; позволяют воспитателю конструировать процесс обучения и воспитания как социальную ситуацию развития личности ребенка; осуществлять системное проектирование задач, направленных на развитие познавательных возможностей ребенка в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями.

Можно выделить следующие примерные структурные блоки индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей программы:

  1. 1. Охрана здоровья и коррекция психосоматических и психоневрологических неблагополучий в развитии ребенка медицинскими и психолого-педагогическими приемами и методами работы.

В данном разделе указываются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка с отклонениями в развитии, перечисляются возможные оздоровительные, воспитательные и образовательные мероприятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья ребенка, а также педагогические действия, направленные на обучение ребенка приемам и навыкам, значимым для его безопасной жизнедеятельности и воспитания положительного отношения к своему здоровью.

  1. Восполнение дефицита в развитии психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность.

В данном разделе указываются конкретные направления и формы коррекционно-развивающей работы, необходимые ребенку для развития психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность. В частности, это могут быть вариативные формы работы по

-          сенсорному воспитанию и развитию ориентировочной деятельности, совершенствованию оперирования сенсорными эталонами и овладения соответствующими словесными  понятиями;

-          развитию основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствованию тонкой ручной моторики и развитию зрительно-двигательной координации;

-          развитию внимания (оптимизация и стимуляция внимания, увеличение объема внимания, способностей к концентрации, распределению и переключению внимания и т.д.);

-          развитию различных видов памяти и повышение их продуктивности, формирование основных приемов мнестической деятельности;

-          развитию различных видов восприятия (слухового, зрительного, тактильного и т.д.).

 

  1. 3. Формирование мыслительной деятельности и интеллектуально-перцептивных умений. В данном разделе указываются необходимые для ребенка конкретные направления и формы коррекционно-развивающей работы по

-          развитию наглядно-образного мышления и способности обобщать на наглядном уровне;

-          развитию умения понимать и устанавливать смысловые аналогии, причинно-следственные связи;

-          формированию умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову  и самостоятельно;

-          развитию способности анализировать простые закономерности, умения выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности;

-          формированию операций анализа и синтеза на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков;

-          развитию сукцессивных способностей;

-          обучению решению элементарных логических задач и т.д.

  1. Формирование общедеятельностных умений. Данный раздел включается в индивидуальную программу при необходимости и предполагает систему работы по

-          формированию предметной деятельности;

-          формированию целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;

-          формированию обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения;

-          формированию способов ориентировки  в условиях проблемной практической задачи и способов ее выполнения;

-          формирование способности понять и принять инструкцию, работать по алгоритму;

-          формированию навыков планирования деятельности;

-          формированию игры как деятельности, становление игровой деятельности (привитие потребности к игре, обучение созданию замысла игры, развитие умения действовать адекватно поставленной цели и т.д.);

-          формированию продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд в соответствии с требованиями реализуемой образовательной программ и стандарта дошкольного образования);

-          формирование элементов трудовой деятельности;

-          формирование навыков самоконтроля деятельности и самооценки результатов деятельности.

  1. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности. Данное направление предполагает систему работы по формированию и развитию познавательной активности, самостоятельности, произвольности деятельности.

 

  1. 6. Развитие социально-нравственных качеств, необходимых для успешнойсоциализации

Данный раздел охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:

-          формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе  (концентр «Я сам»);

-          формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я  и другие»);

-          формирование адекватных восприятий окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам  живой и неживой природы, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я  и  окружающий мир»);

-          научение ребенка адекватной ориентировке в окружающей  среде, навыкам социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях, способам усвоения и присвоения общественного опыта.

7. Обогащение социального опыта, кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный  материал. В данный раздел программы включаются виды и формы работы по расширению субъективного социального опыта ребенка:

-       ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным  человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями  природы;

-       формирование образных представлений об окружающей действительности, позволяющих создать у детей целостное восприятие различных предметов и явлений окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме.

Составной частью этого раздела является также система работы, направленная на развитие всех видов речевой деятельности ребенка (номинативной, коммуникативной, сопровождающей, регулирующей, планирующей и других функций речи). Данный раздел ни в коем случае не должен дублировать программу логопедической работы с ребенком и предполагает систематизацию и обобщение речевого материала, освоенного детьми в процессе других видов деятельности, расширение и уточнение словаря, активизацию связной речи.

8. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы:

-          снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций;

-           активизация  эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и использование их для развития практической деятельности, общения и формирования адекватного поведения

-          снижение повышенной тревожности, формирование социального доверия.

-          коррекция зависимости от окружающих, обучение умению самостоятельно решать проблемы;

-          снижение агрессивности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения.

Личностно-ориентированная коррекционно—развивающая программа не должна дублировать программу образовательную. Однако в отдельных случаях составными элементами индивидуальной программы могут стать пропедевтические упражнения, направленные на формирование функциональной готовности к овладению отдельными  разделами образовательной программы.

  1. 1. Формирование элементарных математических представлений:

-          формирование понятия о количественных и качественных отношениях между предметами;

-          обучение сравнению, сопоставлению между собой предметов и групп предметов (множеств) по форме, величине, пространственному расположению и по количеству;

-          обучение умениям устанавливать соответствие между различными множествами  и элементами множеств;

-          формирование временных и пространственных представлений, ориентировки  во времени и пространстве.

  1. 2. Музыкальное воспитание и ритмика:

-          развитие сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки;

-          развитие слухового внимания и слухового восприятия;

-          развитие динамически ритмичных движений и ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве;

-          развитие голоса, навыка владения голосом.

  1. 3. Изобразительное искусство:

-          обучение планомерному  последовательному  анализу  изображений;

-          совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных цветов, геометрических форм, размеров;

-          развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов;

-          развитие графо-моторных навыков;

-          формирование изобразительно-графических  способностей;

-          формирование навыков схематического изображения пространственных отношений.

  1. 4. Подготовка к обучению грамоте (в случае необходимости для детей семилетнего возраста):

-          совершенствование фонематического восприятия и воспитание  правильных  фонематических представлений;

-          развитие навыков фонематического  анализа;

-          овладение навыком графической  символизации;

-          моделирование звуковой структуры слова с помощью букв;

-          развитие графо-моторных  операций

Принципиально значимым при реализации индивидуальных программ является:

  • соблюдение принципа единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • учет социальной ситуации развития ребенка и его семьи;
  • включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;
  • реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
  • расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
  • расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.

 

Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая структура индивидуальной коррекционно-развивающей программы является примерной. Разделы программы определяются исходя из образовательных потребностей каждого конкретного ребенка индивидуально. Процесс разработки индивидуальной программы предполагает взаимодействие и творчество педагогов. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка.