Итогом изучения ребенка специалистами консилиума является создание индивидуальных образовательных маршрутов для детей с отклонениями в развитии. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает
- установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков её достижения;
- выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе;
- разработку индивидуально ориентированных коррекционных программ с учётом структуры дефекта ребёнка.
Индивидуально ориентированные коррекционные программы разрабатываются специалистами консилиума образовательного учреждения с учетом структуры дефекта детей. При составлении и реализации таких программ обязательно соблюдение принципов коррекционной направленности образовательного процесса и учёта динамики индивидуального развития
При определении целей и задач программы коррекционно-развивающей работы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Любая программа коррекционного воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии и их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.
Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития);
- профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии);
- развивающего (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития).
Индивидуальные коррекционные программы предполагают максимальное использование потенциальных возможностей каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; позволяют воспитателю конструировать процесс обучения и воспитания как социальную ситуацию развития личности ребенка; осуществлять системное проектирование задач, направленных на развитие познавательных возможностей ребенка в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями.
Можно выделить следующие примерные структурные блоки индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей программы:
- 1. Охрана здоровья и коррекция психосоматических и психоневрологических неблагополучий в развитии ребенка медицинскими и психолого-педагогическими приемами и методами работы.
В данном разделе указываются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка с отклонениями в развитии, перечисляются возможные оздоровительные, воспитательные и образовательные мероприятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья ребенка, а также педагогические действия, направленные на обучение ребенка приемам и навыкам, значимым для его безопасной жизнедеятельности и воспитания положительного отношения к своему здоровью.
- Восполнение дефицита в развитии психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность.
В данном разделе указываются конкретные направления и формы коррекционно-развивающей работы, необходимые ребенку для развития психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность. В частности, это могут быть вариативные формы работы по
- сенсорному воспитанию и развитию ориентировочной деятельности, совершенствованию оперирования сенсорными эталонами и овладения соответствующими словесными понятиями;
- развитию основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствованию тонкой ручной моторики и развитию зрительно-двигательной координации;
- развитию внимания (оптимизация и стимуляция внимания, увеличение объема внимания, способностей к концентрации, распределению и переключению внимания и т.д.);
- развитию различных видов памяти и повышение их продуктивности, формирование основных приемов мнестической деятельности;
- развитию различных видов восприятия (слухового, зрительного, тактильного и т.д.).
- 3. Формирование мыслительной деятельности и интеллектуально-перцептивных умений. В данном разделе указываются необходимые для ребенка конкретные направления и формы коррекционно-развивающей работы по
- развитию наглядно-образного мышления и способности обобщать на наглядном уровне;
- развитию умения понимать и устанавливать смысловые аналогии, причинно-следственные связи;
- формированию умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно;
- развитию способности анализировать простые закономерности, умения выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности;
- формированию операций анализа и синтеза на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков;
- развитию сукцессивных способностей;
- обучению решению элементарных логических задач и т.д.
- Формирование общедеятельностных умений. Данный раздел включается в индивидуальную программу при необходимости и предполагает систему работы по
- формированию предметной деятельности;
- формированию целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;
- формированию обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения;
- формированию способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способов ее выполнения;
- формирование способности понять и принять инструкцию, работать по алгоритму;
- формированию навыков планирования деятельности;
- формированию игры как деятельности, становление игровой деятельности (привитие потребности к игре, обучение созданию замысла игры, развитие умения действовать адекватно поставленной цели и т.д.);
- формированию продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд в соответствии с требованиями реализуемой образовательной программ и стандарта дошкольного образования);
- формирование элементов трудовой деятельности;
- формирование навыков самоконтроля деятельности и самооценки результатов деятельности.
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности. Данное направление предполагает систему работы по формированию и развитию познавательной активности, самостоятельности, произвольности деятельности.
- 6. Развитие социально-нравственных качеств, необходимых для успешнойсоциализации
Данный раздел охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:
- формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе (концентр «Я сам»);
- формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);
- формирование адекватных восприятий окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»);
- научение ребенка адекватной ориентировке в окружающей среде, навыкам социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях, способам усвоения и присвоения общественного опыта.
7. Обогащение социального опыта, кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал. В данный раздел программы включаются виды и формы работы по расширению субъективного социального опыта ребенка:
- ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы;
- формирование образных представлений об окружающей действительности, позволяющих создать у детей целостное восприятие различных предметов и явлений окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме.
Составной частью этого раздела является также система работы, направленная на развитие всех видов речевой деятельности ребенка (номинативной, коммуникативной, сопровождающей, регулирующей, планирующей и других функций речи). Данный раздел ни в коем случае не должен дублировать программу логопедической работы с ребенком и предполагает систематизацию и обобщение речевого материала, освоенного детьми в процессе других видов деятельности, расширение и уточнение словаря, активизацию связной речи.
8. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы:
- снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций;
- активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и использование их для развития практической деятельности, общения и формирования адекватного поведения
- снижение повышенной тревожности, формирование социального доверия.
- коррекция зависимости от окружающих, обучение умению самостоятельно решать проблемы;
- снижение агрессивности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения.
Личностно-ориентированная коррекционно—развивающая программа не должна дублировать программу образовательную. Однако в отдельных случаях составными элементами индивидуальной программы могут стать пропедевтические упражнения, направленные на формирование функциональной готовности к овладению отдельными разделами образовательной программы.
- 1. Формирование элементарных математических представлений:
- формирование понятия о количественных и качественных отношениях между предметами;
- обучение сравнению, сопоставлению между собой предметов и групп предметов (множеств) по форме, величине, пространственному расположению и по количеству;
- обучение умениям устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств;
- формирование временных и пространственных представлений, ориентировки во времени и пространстве.
- 2. Музыкальное воспитание и ритмика:
- развитие сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки;
- развитие слухового внимания и слухового восприятия;
- развитие динамически ритмичных движений и ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве;
- развитие голоса, навыка владения голосом.
- 3. Изобразительное искусство:
- обучение планомерному последовательному анализу изображений;
- совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных цветов, геометрических форм, размеров;
- развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов;
- развитие графо-моторных навыков;
- формирование изобразительно-графических способностей;
- формирование навыков схематического изображения пространственных отношений.
- 4. Подготовка к обучению грамоте (в случае необходимости для детей семилетнего возраста):
- совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений;
- развитие навыков фонематического анализа;
- овладение навыком графической символизации;
- моделирование звуковой структуры слова с помощью букв;
- развитие графо-моторных операций
Принципиально значимым при реализации индивидуальных программ является:
- соблюдение принципа единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- учет социальной ситуации развития ребенка и его семьи;
- включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;
- реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
- расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
- расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.
Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая структура индивидуальной коррекционно-развивающей программы является примерной. Разделы программы определяются исходя из образовательных потребностей каждого конкретного ребенка индивидуально. Процесс разработки индивидуальной программы предполагает взаимодействие и творчество педагогов. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка.