Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 г

Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года

 

Методологической основой интеграции детей с отклонениями в развитии в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей получения образования, заложенный в ратифицированных РФ Декларации прав ребенка, Декларации о правах инвалидов, Конвенции о правах ребенка.

Успешность интегрированного обучения определяется такими факторами как:

Þ   готовность ребёнка к обучению в условиях массового образовательного учреждения, т.е. наличие у него уровня психофизического и речевого развития, соответствующего возрастной норме или близкого к ней и позволяющего ребенку овладеть общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

  • создание в образовательном учреждении условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения;
  • наличие в образовательном учреждении специалистов, способных оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;
  • психологическая и методическая готовность педагогов к работе с детьми с отклонениями в развитии;
  • учет индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей детей при организации учебно-воспитательного процесса.

Пренебрежение хотя бы одним из этих показателей отрицательно сказывается на качестве коррекционно-развивающей работы.

Успешность интегрированного обучения зависит от того, насколько верно определена готовность ребёнка к обучению в условиях массового образовательного учреждения. Не для всех детей с особыми нуждами интегрированное обучение предпочтительнее специального. Интегрированное обучение может быть показано лишь той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме. [1] Отсюда возникает проблема обоснованного отбора детей для интегрированного обучения и их последующего сопровождения. Дифференцированные показания к интегрированному обучению – одно из определяющих условий эффективности интегрированного обучения.

 

Ребенок с отклонениями в развитии наряду с общими для всех детей образовательными потребностями имеет особые, удовлетворить которые можно только в условиях особым образом организованного образовательного процесса; он нуждается в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную индивидуализированную помощь. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка - это одно из базовых условий его психического здоровья и развития. Поэтому одним из главных условий интегрированного обучения является наличие обязательного коррекционного блока, функционирующего параллельно с общеобразовательным.

Отсутствие в большинстве образовательных учреждений специалистов-дефектологов, учителей, подготовленных к работе с интегрированными детьми, осложняет организацию коррекционно-развивающего сопровождения детей с отклонениями в развитии.

Отказ от индивидуальной коррекционной работы, попытки нивелировать индивидуальные различия между детьми со специальными образовательными потребностями и их нормально развивающимися сверстниками делают неэффективной развертываемую систему помощи таким детям. Не получая своевременной дифференцированной помощи от психологов, логопедов, дефектологов, врачей и при снижении требований к ним учителей-предметников учащиеся не дают положительной динамики ни по успешности обучения, ни по уровню сохранности знаний и степени обученности.

Интеграция ни в коем случае не может и не должна быть «административной» и тотальной. Являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы специального образования, интеграция не должна подменять собой систему в целом. Каждый ребенок с отклонениями в развитии должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

 

 


[1] Исследования, проведенные в ИКП РАО и основанные на анализе данных западной статистики и отечественного опыта, показывают, что интегрированное обучение оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальными нарушениями. По отношению к ним речь может идти о совместном пребывании в учреждении, совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий.