Методологической основой интеграции детей с отклонениями в развитии в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей получения образования, заложенный в ратифицированных РФ Декларации прав ребенка, Декларации о правах инвалидов, Конвенции о правах ребенка.
Успешность интегрированного обучения определяется такими факторами как:
Þ готовность ребёнка к обучению в условиях массового образовательного учреждения, т.е. наличие у него уровня психофизического и речевого развития, соответствующего возрастной норме или близкого к ней и позволяющего ребенку овладеть общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
- создание в образовательном учреждении условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения;
- наличие в образовательном учреждении специалистов, способных оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;
- психологическая и методическая готовность педагогов к работе с детьми с отклонениями в развитии;
- учет индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей детей при организации учебно-воспитательного процесса.
Пренебрежение хотя бы одним из этих показателей отрицательно сказывается на качестве коррекционно-развивающей работы.
Успешность интегрированного обучения зависит от того, насколько верно определена готовность ребёнка к обучению в условиях массового образовательного учреждения. Не для всех детей с особыми нуждами интегрированное обучение предпочтительнее специального. Интегрированное обучение может быть показано лишь той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме. [1] Отсюда возникает проблема обоснованного отбора детей для интегрированного обучения и их последующего сопровождения. Дифференцированные показания к интегрированному обучению – одно из определяющих условий эффективности интегрированного обучения.
Ребенок с отклонениями в развитии наряду с общими для всех детей образовательными потребностями имеет особые, удовлетворить которые можно только в условиях особым образом организованного образовательного процесса; он нуждается в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную индивидуализированную помощь. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка - это одно из базовых условий его психического здоровья и развития. Поэтому одним из главных условий интегрированного обучения является наличие обязательного коррекционного блока, функционирующего параллельно с общеобразовательным.
Отсутствие в большинстве образовательных учреждений специалистов-дефектологов, учителей, подготовленных к работе с интегрированными детьми, осложняет организацию коррекционно-развивающего сопровождения детей с отклонениями в развитии.
Отказ от индивидуальной коррекционной работы, попытки нивелировать индивидуальные различия между детьми со специальными образовательными потребностями и их нормально развивающимися сверстниками делают неэффективной развертываемую систему помощи таким детям. Не получая своевременной дифференцированной помощи от психологов, логопедов, дефектологов, врачей и при снижении требований к ним учителей-предметников учащиеся не дают положительной динамики ни по успешности обучения, ни по уровню сохранности знаний и степени обученности.
Интеграция ни в коем случае не может и не должна быть «административной» и тотальной. Являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы специального образования, интеграция не должна подменять собой систему в целом. Каждый ребенок с отклонениями в развитии должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
[1] Исследования, проведенные в ИКП РАО и основанные на анализе данных западной статистики и отечественного опыта, показывают, что интегрированное обучение оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальными нарушениями. По отношению к ним речь может идти о совместном пребывании в учреждении, совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий.