Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 г

Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года

 

Образование обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ  от 30.08.2013 № 1015), ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598), ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599), ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 № 373), ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897), Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309).

Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, рекомендаций ПМПК. Письмом министерства образования и науки РФ от 21 июня 2018 г. № ТС-1529/07 даны разъяснения по вопросу зачисления обучающихся с ОВЗ в образовательные организации. В частности, указывается, что,  в соответствии с частью 4 статьи 67 Закона «Об образовании в РФ» в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка в целях решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Согласно статье 44 федерального закона «Об образовании в РФ» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность. Родитель (законный представитель) вправе выбрать для обучения своего ребенка образовательную организацию по месту проживания, в которой должны быть созданы все необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением ПМПК. Решение ПМПК является основанием для организации органами образования определенных условий обучения. Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит рекомендаельный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания условий для обучения и воспитания детей.

В 2018-2019 учебном году продолжается работа по внедрению в практику обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО обучающихся с ОВЗи ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .

1-е, 1-е дополнительные, 2-е и 3-е  классы  обучаются в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированным основным образовательным программам. Примерные адаптированные образовательные программы для всех категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с трбованиями ФГОС  размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru.

Учебные планы обучения детей с ОВЗ разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе примерных учебных планов, являющихся частью примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для каждой из нозологических групп обучающихся с ОВЗ, а также примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью. Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов. На освоение коррекционных курсов отводится не менее 5 часов в неделю.

В 2018-2019 учебном году при составлении рабочих программ учебных предметов и коррекционных курсов для учащихся, обучение которых осуществляется по второму, третьему и четвертому вариантам АООП НОО, а также по АООП для учащихся с умственной отсталостью, обучающимся в первом дополнительном и первом классе, рекомендуется использовать примерные рабочие программы отдельных учебных предметов и коррекционных курсов, размещенные на сайте http://fgosreestr.ru/.

Рабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается для обучающихся с ОВЗ с учетом рекомендуемого им ПМПК варианта АООП.  Для обучающихся с ОВЗ, обучение которых осуществляется по первому варианту АООП НОО, рабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается на основе программ предмета, курса, представленных в следующих формах:

1) примерной программы учебного предмета, курса, включенной в содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования;

2) примерной программы учебного предмета, составленной на основе ФГОС начального общего образования;

3) программы (рабочей программы) автора учебно-методического комплекта по учебному предмету (если в программе есть ссылка, что она составлена в соответствии с примерной программой учебного предмета и учебники этого УМК включены в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию).

Для обучающихся с ОВЗ, обучение которых осуществляется по второму, третьему и четвертому варианту АООП НОО, рабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается на основе программ предмета, курса, представленных в следующих формах:

1) примерной программы учебного предмета, курса, включенной в содержательный раздел примерной АООП НОО;

2) программы (рабочей программы) учебного предмета к учебнику, используемому в образовательной организации, включенному в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе для отельных категорий обучающихся с ОВЗ

Для обучающихся по второму и третьему вариантам АООП НОО разработка рабочей программы учебного предмета на основании материалов, указанных в пункте 2, допускается только при условии приведения существую- щей программы учебного предмета по использующемуся в образовательной организации учебнику в соответствии с примерной программой этого учебного предмета, включенной в содержательный раздел рекомендованного ПМПК варианта примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

   В рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ, при обучении детей с ОВЗ по вариантам 1 и 2 АООП, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.е. уровень обученности ребёнка с ОВЗ должен соответствовать уровню обученности нормально развивающегося сверстника, и, соответственно, не должно быть академических задолженностей по предметам. А при обучении детей с ОВЗ по вариантам 3 и 4 АООП, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения могут не соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.к. эти варианты реализуются для обучающихся с различными степенями умственной отсталости.

       По завершению обучения по третьему и четвертому вариантам АООП НОО обучающихся с ОВЗ учащиеся продолжат обучение на этапе основной школы по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

      АООП для обучающихся с умственной отсталостью имеет 2 варианта:

     1-й вариант - для детей с легкой умственной отсталостью, которые получают нецензовое образование и получают по окончании обучения свидетельство  об обучении

2-й вариант - для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями, которые получают нецензовое образование. В этом варианте обучение осуществляется по специальной индивидуальной программой развития (СИПР).

Образовательный процесс для обучающихся 4х, 5-9х классов (то есть, для тех детей, которые  начали обучение до 1 сентября 2016 г.)осуществляется в соответствии с ФГОС начального и основного общего образования, по адаптированным образовательным программам. При этом всем обучающимся с ОВЗ, независимо от класса, должны быть созданы специальные условия для получения образования  с учетом заключения ПМПК.

В  федеральные государственные образовательные стандарты  общего образования Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373,  № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 № 1897,  № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, включены специальные требования, обеспечивающие образование лиц с ОВЗ.  Изменения, внесенные в стандарты, направлены на создание условий для эффективного освоения всеми обучающимися основной образовательной программы общего образования. Они допускают увеличение нормативного срока освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися с ОВЗ и детьми – инвалидами, при этом основная образовательная программа, разработанная образовательной организацией, должна содержать раздел «Программа коррекционной работы».  В стандарты внесены изменения к требованиям образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных) АОП и к структуре рабочей программы по предмету.

Для обучения учащихся с ОВЗ  4х, 5-9х, 10-11х классов образовательная организация должна, в соответствии с рекомендациями ПМПК, адаптировать реализуемую образовательную программу с учетом психофизических особенностей обучающихся. Для организации учебного процесса для обучающихся с ОВЗ образовательная организация адаптирует учебный план, реализуемый в ОО или использует учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденные приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 года №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Для обеспечения своевременной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в психофизическом развитии обучающихся в рамках внеурочной деятельности не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, что должно быть отражено в учебном плане образовательной организации.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11.08. 2016 г. No ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью» (интеллектуальными нарушениями) для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ рекомендуется также использовать примерную АООП, размещенную на сайте http://fgosreestr.ru., или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. No 29 /2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части не противоречащей законодательству в сфере образования. Обучение учащихся с умственной отсталостью по учебным планам общего образования не допускается.

   Для обучающихся с умственной отсталостью, обучение которых осуществляется по первому и второму вариантам АООП обучающихся с умственной отсталостью, рабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается на основе :

1) примерной программы учебного предмета, курса, включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы  образования обучающихся с умственной отсталостью;

2) программы (рабочей программы) учебного предмета к учебнику, используемому в образовательной организации, включенному в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию для обучения учащихся с умственной отсталостью.

   В  вариантах примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ и  примерной АООП для обучающихся с умственной отсталостью приводится основное содержание курсов по всем  предметам, которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов. Вместе с тем, для обучающихся по СИПР содержание и объем рабочих программ учебных предметов, курсов отбирается индивидуально для каждого обучающегося, в т.ч. может быть дополнен с учетом особых образовательных потребностей этих детей.

  Образовательная организация, осуществляющая обучение детей с ОВЗ, разрабатывает программу коррекционной работы в рамках основной образовательной программы / адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО), размещает ее на сайте организации и организует психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

     Обучение детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Организация обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется «Порядком регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области» (утвержден приказом министерства образования и науки Самарской области от 04.09.2014 № 276-од).

Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации и должен соответствовать учебному плану того класса, в котором учится ребенок, с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации, с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка и медицинскими рекомендациями. При определении учебной нагрузки обучающимся на дому образовательным организациям необходимо руководствоваться федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, примерными основными общеобразовательными и адаптированными основными общеобразовательными программами, а также санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.

Обучение детей с ОВЗ на дому осуществляется по индивидуальному учебному плану. Количество часов учебного плана для всех обучающихся с ОВЗ, в том числе для обучающихся на дому, должно соответствовать требованиям ФГОС и  быть максимально приближено к количеству часов учебного плана учащихся, посещающих занятия в школе. Учебная нагрузка обучающихся с ОВЗ должна быть выполнена в полном объеме в соответствии с рекомендациями ПМПК, требованиями  СанПиН  и быть индивидуализирована с учетом трудностей в развитии ребенка и его индивидуальных возможностей, состояния здоровья. В индивидуальном учебном плане обучающегося с ОВЗ обязательно должны быть предусмотрены коррекционно-развивающие занятия.

В том случае, если обеспечить реализацию всех часов индивидуального учебного плана только посещением обучающегося  учителем невозможно, то для получения качественного образования для обучающихся на дому может быть предусмотрено обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Закона № 273-ФЗ), сетевая форма реализации образовательных программ (ст. 15 Закона № 273-ФЗ),  совмещение занятий с учителем на дому с посещением ребенком отдельных предметов в школе и организации самостоятельной работы обучающихся (п.1.3 инструктивно-методического письма «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программа обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов» от 23.08.2016 № МО-16-09-01/815-ТУ).

Для расширения индивидуального учебного плана и организации образовательного процесса в соответствии с состоянием здоровья ребенка обучение на дому может быть организовано с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) на основании заявления родителей (законных представителей) и при отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

   Обучение с использованием ДОТ представляет собой комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам и детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Для организации обучения с использованием ДОТ обучающийся с ОВЗ получает во временное пользование на дом компьютерное рабочее место с необходимым набором устройств и комплект учебного оборудования, а также бесплатно обеспечивается высокоскоростным выходом в сеть Интернет с доступом в образовательную оболочку системы дистанционного обучения.

    Индивидуальный учебный план, график занятий и объем учебных часов, необходимых для реализации индивидуального учебного плана при организации обучения на дому, должен быть в обязательном порядке доведен образовательной организацией до сведения родителей (законных представителей) учащихся. Факт ознакомления заверяется личной подписью родителя (законного представителя).

     В соответствии с законодательством в сфере образования образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Образовательная организация несет ответственность в установленном Законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.

    Вне зависимости от формы обучения для всех обучающихся с ОВЗ должны быть  созданы специальные условия обучения и воспитания, направленные на удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их  развития.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Для обеспечения полноты реализации права обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) Правительством Российской Федерации утвержден межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования обучающимися с инвалидностью и с ОВЗ на 2018-2020 годы от 7 февраля 2018 г. № 987п-П8. С целью реализации положений межведомственного плана Министерство просвещения Российской Федерации разработало ведомственный комплексный план по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ на 2018-2020 годы (далее — План), в котором определены основные направления развития системы комплексной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью:

1. Нормативно-правовое регулирование, методическая поддержка.

2. Развитие инфраструктуры: материально-техническое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение

3. Обеспечение качества образования

4. Кадровое обеспечение и повышение квалификации педагогических работников для работы с обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ОВЗ

5. Профессиональная ориентация

6. Создание условий для летнего отдыха и оздоровления

7. Создание условий для дополнительного образования

8. Дистанционное обучение

9. Обеспечение учебниками

10. Проведение мероприятий, посвященных вопросам образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ

Для обеспечения реализации прав ребенка с ОВЗ на получение образования в общеобразовательной организации необходимо определить проблемные вопросы, объем и характер (доработка, разработка заново, корректировка и пр.) необходимых изменений в существующее нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение, систему работы и потенциал образовательной организации. При планировании работы с названной категорией обучающихся на 2018-2019 учебный год необходимо строго следовать всем направлениям, указанным в Плане.

Особое внимание должно быть уделено нормативно-правовому регулированию и кадровому обеспечению образовательного процесса

Специфика деятельности образовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с ОВЗ, должна быть отражена в Уставе и локальных актах образовательной организации.

При разработке перечня локальных актов образовательной организации должны быть учтены соответствующие статьи ФЗ No 273, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее Уставом. В числе таких актов могут быть документы, регламентирующие: правила приема обучающихся с ОВЗ, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями).

Кроме того, целесообразно иметь локальные акты:

- Положение об адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ;

- Положение о рабочей программе учителя;

- Порядок организации обучения детей с ОВЗ в образовательной организации;
 - Положение о психолого
-медико-педагогическом консилиуме ОО и др.;

Образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют учителя и специалисты (учителя-предметники, учитель-логопед, учитель- дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог и др.). При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для удовлетворения их особых образовательных потребностей.

В штат специалистов образовательной организации, реализующей любой вариант АООП НОО ОВЗ, должны входить руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся. При необходимости в процессе реализации АООП НОО ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента (помощника), рекомендуемого Бюро МСЭ.

    Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца. Руководящие работники (административный персонал) также должны пройти повышение квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или реализации ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о.