В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого. Диагностика и обследование ребенка начинается либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса воспитателя, администрации образовательного учреждения с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано в карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в образовательном учреждении.

1 этап - постановка и уточнение проблемы Предварительный этап сопровождения ребенка. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума

Подготовка консилиума осуществляется каждым участником отдельно.

Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит предложения по отдельным воспитанникам и информацию по группе в целом. В его задачи входит также определить, каких воспитанников обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени, а какие дети, являясь психологически благополучными не станут предметом отдельного обсуждения на консилиуме (либо для разработки их сопровождения не нужно много времени).

Воспитатель собирает и обрабатывает информацию от родителей, систематизирует собственные наблюдения.

Медицинский работник просматривает медицинские карты, при необходимости получает дополнительную информацию от родителей или из поликлиники, а также готовит выписки для обсуждения на консилиуме.

Дефектолог, осуществляет первичное обследование проблемного ребенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье (так называемый дефектологический анамнез). Дефектологический анамнез ни в коем случае не снимает необходимости сбора классических сведений о заболеваниях ребенка, проводимого врачом (медицинская часть анамнеза).

Этот этап заканчивается составлением индивидуальных представлений на ребенка всеми специалистами консилиума. Представление данных на консилиум следует осуществлять по заранее согласованным формам. Эти формы заполняются на тех детей, чьи проблемы выносятся на консилиум в период подготовки к консилиуму.

 

2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет:

При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.

По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.

Психолог, дефектолог, логопед представляют на консилиум:

Обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В материалах информация о ребенке или его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, и формулируется доступным и понятным языком.

В представлениях специалистов фиксируются результаты всех обследований в виде некоторого качественного уровневого показателя.

В бланках представлений должно быть:

1. Дано описание психологических особенностей

Описание дается в свободной форме с опорой на содержание психолого- педагогического статуса дошкольника.

2. Названы обнаруженные нарушения или отклонения от

Описаны конкретные проявления этих нарушений:

3. Названы и описаны индивидуальные особенности психического и речевого развития дошкольника.

4. Перечислены адекватные формы помощи данному ребенку.

Информация по группам представляет собой сводные таблицы показателей.

Воспитатель предоставляет на консилиум:

Воспитатель фиксирует:

Характеристика дошкольника складывается из следующих показателей:

  1. Качественные характеристики игровой и познавательной деятельности.
  2. Количественные показатели игровой и познавательной деятельности.
  3. Показатели поведения и общения в деятельности (различных ситуациях).
  4. Показатели эмоционального состояния в различных ситуациях.

Медицинский работник предоставляет:

Выделяются три основных показателя:

1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

2. Факторы риска нарушения развития:

3. Характеристика заболеваний за последний год.

 

Порядок работы консилиума:

Информационный обмен между участниками консилиума.

Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика - начинают они.

Обмен информацией между участниками и взаимные ответы на вопросы служат основой для заполнения протокола консилиума, касающегося актуального психолого-медико-педагогического состояния дошкольников.

Разработка стратегии сопровождения данного ребенка. Попробывать

Прежде всего, участники консилиума оговаривают содержание развивающей работы:

Обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной группы, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне образовательного учреждения. Участники консилиума определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, специалистами-предметниками, а также социально-диспетчерскую деятельность.

Таким образом, деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов:

Ответы на все эти вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа – заключения консилиума, в котором находят отражение ответы на основные из вышеприведенных вопросов

 

Направление ребенка на муниципальную (районную, региональную) ПМПК. Ребенок направляется на консультацию более высокого уровня в том случае, если:

Общее заключение консилиума передается в муниципальную (районную, региональную) ПМПК. После дополнительного обследования ребенка это заключение возвращается в образовательное учреждение с рекомендациями специалистов.

 

Реализация рекомендаций консилиума

В течение учебного года происходит реализация решений консилиума. Составляется план коррекционно-развивающих мероприятий. Они могут быть включены как в организованную, так и в совместную деятельность. Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и спецификой образовательного учреждения определяются интенсивность и продолжительность циклов занятий.

Наиболее важной задачей дефектолога, логопеда, психолога на этом этапе является разработка (или подбор) программ для ребенка или группы детей. Детей нужно разделить на достаточно «гомогенные» группы, определить оптимальное количество участников для каждой группы. Кроме того, определяются показатели наполняемости таких групп и продолжительность цикла занятий и отдельных занятий. Все эти характеристики должны быть обоснованы в программе коррекционной работы.

На каждого ребенка заводятся соответствующие документы, в которых отражается ход коррекционной работы.

 

Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы

В завершение определенного этапа работы проводится динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы), или итоговое обследование. На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним.

По результатам промежуточного обследования консилиум проводится только в следующих случаях:

В этом случае консилиум будет внеплановым.

Схема психолого-медико-педагогического консилиума в учреждении образования