Вопросы по организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

  1. Кто из детей с ограниченными возможностями здоровья может получить комплект специализированного компьютерного оборудования для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий?

Комплект специализированного компьютерного оборудования могут получить дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и не имеющие медицинских противопоказаний для работы с компьютером. Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по адаптированным образовательным программам (учащихся с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и др.).

 

  1. Какие образовательные организации осуществляют дистанционное обучение? Какие документы необходимы для зачисления ребенка на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий?

Дистанционное обучение ребенка-инвалида на дому осуществляется образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы, в которое зачислен ребенок. Зачисление детей-инвалидов в образовательные учреждения производится в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, определяются законодательством Российской Федерации.

Зачисление обучающихся на дистанционное обучение осуществляется приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании заявления родителей при предоставлении следующих документов:

- заключения медико-социальной экспертизы (МСЭ) для подтверждения статуса инвалидности;

- заключения клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения о рекомендации индивидуального обучения и отсутствия медицинских противопоказаний для работы с персональным компьютером;

- заключения ПМПК, в том числе отраженном в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида (при наличии).

Образовательное учреждение обеспечивает ребенку-инвалиду реализацию образовательных программ соответствующего уровня в пределах рекомендуемого объема учебной нагрузки из расчета утвержденной нормы часов. Данная образовательная деятельность осуществляется на основе лицензии ОУ, итоговая аттестация обучающихся и выдача документа об образовании осуществляется ОУ на основании его свидетельства о государственной аккредитации. Для обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий педагоги могут использовать как собственный электронный курс, так и готовый контент учебных курсов по предметам учебного плана, разработанный специалистами «i-school» (г.Москва). Материалы учебных курсов, разрабатываемых педагогами, размещаются в электронном виде в образовательной оболочке дистанционного образования Moodle на сервере Центра дистанционного образования детей-инвалидов.

 

  1. Какое компьютерное оборудование предоставляется детям-инвалидам для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий? Каков механизм предоставления оборудования?

Детям-инвалидам безвозмездно во временное пользование предоставляется комплект специализированного компьютерного оборудования, имеющего в своем составе многофункциональные программно-аппаратные платформы, периферийное оборудование общего назначения (веб-камера; принтер; сканер; цифровой фотоаппарат; наушники, колонки), специализированное оборудование, используемое при изучении отельных предметов (цифровой микроскоп; комплекты цифровых датчиков для физики, химии и биологии; графический планшет; программируемые конструкторы), а также периферийное оборудование, адаптирующее компьютер под физические особенности обучающегося:(роллеры, джойстики, выносные кнопки и т. п.; специализированные клавиатуры с крупным контрастным изображением символов и специальными накладками, программируемые клавиатуры, брайлевский дисплей, принтер, печатающий шрифтом Брайля и т.д.).

Оснащение рабочего места различными вспомогательными техническими средствами позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушениями зрения или функций опорно-двигательного аппарата

Кроме того, в состав аппаратно-программных комплексов входит программное обеспечение, включающее в себя информационные инструменты общего назначения (текстовый редактор, редактор презентаций, графические редакторы и т. д.)а также; специализированные (конструкторские творческие среды, виртуальные лаборатории).

Оснащение общеобразовательных учреждений, реализующих дистанционное образование, специализированным оборудованием рабочих мест обучающихся и рабочих мест педагогов осуществляется Центром дистанционного образования детей-инвалидов государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования на основании заявок государственных и муниципальных органов управления образованием Самарской области.

Передача оборудования в общеобразовательное учреждение в соответствии с поданными заявками осуществляется по договору безвозмездного пользования, заключаемому в соответствии с Законом Самарской области «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области». В свою очередь, образовательное учреждение передает комплект компьютерного оборудования родителям (законным представителям) ребенка-инвалида по договору в безвозмездное временное пользование на период обучения ребенка в образовательном учреждении по основным образовательным программам.

 

  1. По каким учебным планам и образовательным программам осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов? Как определяется объем учебной нагрузки обучающихся?

Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляется по индивидуальным учебным планам и программам, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением на основании общеобразовательных программ, рекомендованных ПМПК, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и с учетом его индивидуальных особенностей и психофизических возможностей на основании данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

Индивидуальная образовательная программа включает в себя инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть обеспечивает реализацию основных общеобразовательных программ, вариативная часть учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Имеющиеся специальное оборудование — цифровой микроскоп, цифровая лаборатория «Архимед», компьютерные программы «Живая физика», «Живая математика», «Живая география» и другие позволяют ребенку, не посещающему образовательное учреждение, изучать предметы учебного плана в объеме, обеспечивающем усвоение образовательного стандарта.

Индивидуальный учебный план включает в себя как базовые учебные предметы, так часы занятий по дополнительным образовательным программам по выбору учащегося. Каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии с его индивидуальными склонностями, образовательными потребностями и профессиональными предпочтениями выбрать набор курсов различной направленности, которые он может изучать в дистанционной форме. Центр дистанционного образования детей-инвалидов осуществляет дистанционное обучение по дополнительным образовательным программам, программам предпрофильной и предпрофессиональной подготовки, позволяющим организовать индивидуальную траекторию социализации, коррекции и развития ребенка-инвалида. Это развивающие и коррекционные курсы, предпрофильные и элективные курсы, курсы для углубления знаний по отдельным образовательным дисциплинам, курсы, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях, а также курсы, направленные на успешную социальную адаптацию учащихся, ориентацию детей на получение востребованных на современном рынке труда профессий, прежде всего связанных с владением информационных технологий, такие как компьютерная графика, цифровая фотография, Web-дизайн, 3D-моделирование и т.д. Таким образом заложена основа для профилизации обучения детей-инвалидов, невозможная при традиционной модели индивидуального обучения, выстраивается индивидуальная образовательная траектория для каждого ребенка с учетом интересов, склонностей, физических возможностей, состояния здоровья.

Количество курсов по выбору и объем учебной нагрузки могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. При наличии соответствующих рекомендаций (лечебно-профилактического учреждения, учреждения медико-социальной экспертизы и т.п.), указанных в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями. Учебный план согласовывается с родителями (законными представителями) ребенка. Обучение по индивидуальному учебному плану, наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивает гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ.

 

  1. Какие формы обучения используются при дистанционном образовании детей-инвалидов?

Дистанционное обучение детей-инвалидов может быть реализовано различными формами:

 -очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);

 -индивидуальные дистанционные занятия взаимодействия (в том числе, on-line уроки), групповые дистанционные занятия (включая, проектную работу, вебинары);

 -занятия с дистанционным включением ребенка-инвалида в деятельность класса (с применением телекоммуникационных технологий или программы Skype);

 -самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на сайте Центра дистанционного образования детей-инвалидов электронного образовательного контента, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие).

Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

 

  1. Не явится ли дистанционное обучение еще одним «барьером», отделяющим ребенка-инвалида от внешнего мира? Как осуществляется социализация и коммуникация ребенка-инвалида при дистанционном обучении?

Реализуемая в Самарской области региональная модель дистанционного обучения детей-инвалидов предполагает интеграцию очной (индивидуальной) и дистанционной форм обучения детей-инвалидов. Данная модель дистанционного образования не является антагонистичной по отношению к существующей системе обучения детей-инвалидов, она естественным образом интегрируется в эту систему, дополняя и развивая ее, и способствует созданию мобильной образовательной среды. Ребенок-инвалид одновременно является учеником ОУ по месту жительства и учащимся «виртуального класса» Центра дистанционного образования. При этом дистанционная форма обучения сочетается с посещением детей на дому учителем. Ребенок не исключается из образовательного пространства своего места жительства, но включается в информационную среду, объединяющую учащихся и педагогов из разных школ и разных населенных пунктов. Соотношение объема проводимых учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся является исключительной прерогативой образовательного учреждения и определяется им с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ученика.

При обучении предусматривается организация совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества, контакты с преподавателем, обсуждение вопросов в рамках Интернет-конференций, форумов, организация совместных проектов. Общение учащихся с педагогами и друг с другом осуществляется на on-line практических занятиях и консультациях, Интернет-конференциях, форумах и чатах образовательной платформы Moodle, с помощью электронной почты и Skype.

Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому организовываются занятия в помещениях образовательного учреждения. При наличии возможности также обеспечивается участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Для раскрытия творческих способностей учащихся Центр дистанционного образования детей-инвалидов проводит комплекс интерактивных мероприятий с использованием дистанционных образовательных технологий (сетевые проекты, дистанционные конференции, конкурсы и т.д.), способствующих созданию среды общения, социализации и профессиональной ориентации детей-инвалидов. Цель этих мероприятий - создание системы социальной реабилитации детей-инвалидов средствами Интернет-технологий, преодоление замкнутости, вовлечение детей в активную творческую, коммуникативную и образовательную деятельность, формирование у них чувства социальной принадлежности к группе сверстников, навык командной работы.

 

  1. Могут ли дети-инвалиды, завершившие обучение по основным общеобразовательным программам использовать полученное компьютерное оборудование для получения профессионального образования?

Да, могут. В соответствии с «Порядком передачи детям-инвалидам и инвалидам, обучавшимся индивидуально на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях Самарской области, компьютерного оборудования для получения профессионального образования» (утверждено распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 05.06.2013 № 306-р ) компьютерное оборудование может быть передано во временное безвозмездное пользование выпускникам общеобразовательных учреждений из числа детей-инвалидов и инвалидов, обучавщихся индивидуально на дому с использованием дистанционных образовательных технологий и продолжающих обучение в образовательных учреждениях профессионального образования по программам среднего профессионального или высшего профессионального образования. Компьютерное оборудование передается на основании договора безвозмездного пользования. Договором определяются условия использования, содержания, обеспечения сохранности компьютерного оборудования. Договор заключается с совершеннолетним участником мероприятия либо с родителями (законными представителями) несовершеннолетних участников Мероприятия. Срок договора устанавливается до завершения обучения по образовательной программе профессионального образования. Выпускникам передаются комплекты оборудования, которые были им предоставлены для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» на территории Самарской области.

 

  1. Каковы условия получения компьютерного оборудования детьми-инвалидами для продолжения обучения по программам профессионального образования?

Оборудование может быть передано совершеннолетнему инвалиду, завершившему обучение в общеобразовательном учреждении с использованием дистанционных технологий, а также родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей-инвалидов, обучавшихся индивидуально на дому в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по мероприятию «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» при соблюдении следующих условий:

ребенок-инвалид, инвалид обучался с использованием дистанционных образовательных технологий в общеобразовательном учреждении, расположенном на территории Самарской области, не менее одного учебного года;

ребенок-инвалид, инвалид продолжил обучение в учреждении профессионального образования, расположенного на территории Самарской области, по программам среднего профессионального или высшего профессионального образования. В случае, если ребенок-инвалид, инвалид продолжил обучение по программам среднего профессионального или высшего профессионального образования в учреждении профессионального образования, расположенного за пределами территории Самарской области, оборудование может быть ему передано только при условии обучения в заочной форме или при обучении с использованием дистанционных образовательных технологий.

Передача компьютерного оборудования осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида или инвалида при предоставлении в Центр дистанционного образования детей-инвалидов СИПКРО следующих документов:

копии справки бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности;документа, подтверждающего поступление ребёнка-инвалида или инвалида в образовательное учреждение профессионального образования по программам среднего профессионального или высшего профессионального образования с обязательным указанием формы обучения;

документа, подтверждающего индивидуальное обучение ребенка-инвалида, инвалида в общеобразовательном учреждении с использованием дистанционных образовательных технологий;

справки о отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютерной техникой и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

В случае потери ребенком статуса ребенка-инвалида вследствие успешной медицинской, социальной или иной реабилитации, а также окончания образовательного учреждения профессионального образования оборудование возвращается в СИПКРО с целью передачи другому обучающемуся ребенку-инвалиду для организации обучения с использованием дистанционных технологий. 

eco2017