
Важное
Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 г
Новости
Информация для учителей
В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого. Диагностика и обследование ребенка начинается либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса воспитателя, администрации образовательного учреждения с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано в карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в образовательном учреждении.
1 этап - постановка и уточнение проблемы Предварительный этап сопровождения ребенка. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума
Подготовка консилиума осуществляется каждым участником отдельно.
Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит предложения по отдельным воспитанникам и информацию по группе в целом. В его задачи входит также определить, каких воспитанников обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени, а какие дети, являясь психологически благополучными не станут предметом отдельного обсуждения на консилиуме (либо для разработки их сопровождения не нужно много времени).
Воспитатель собирает и обрабатывает информацию от родителей, систематизирует собственные наблюдения.
Медицинский работник просматривает медицинские карты, при необходимости получает дополнительную информацию от родителей или из поликлиники, а также готовит выписки для обсуждения на консилиуме.
Дефектолог, осуществляет первичное обследование проблемного ребенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье (так называемый дефектологический анамнез). Дефектологический анамнез ни в коем случае не снимает необходимости сбора классических сведений о заболеваниях ребенка, проводимого врачом (медицинская часть анамнеза).
Этот этап заканчивается составлением индивидуальных представлений на ребенка всеми специалистами консилиума. Представление данных на консилиум следует осуществлять по заранее согласованным формам. Эти формы заполняются на тех детей, чьи проблемы выносятся на консилиум в период подготовки к консилиуму.
2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет:
- выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;
- определить общий прогноз его развития;
- определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;
- выбрать образовательный маршрут.
При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.
По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.
Психолог, дефектолог, логопед представляют на консилиум:
- результаты наблюдений;
- результаты экспертных опросов педагогов и родителей;
- результаты обследования самих воспитанников.
Обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В материалах информация о ребенке или его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, и формулируется доступным и понятным языком.
В представлениях специалистов фиксируются результаты всех обследований в виде некоторого качественного уровневого показателя.
В бланках представлений должно быть:
1. Дано описание психологических особенностей
- обучения;
- поведения;
- самочувствия ребенка.
Описание дается в свободной форме с опорой на содержание психолого- педагогического статуса дошкольника.
2. Названы обнаруженные нарушения или отклонения от
- возрастной;
- психической;
- социальной нормы.
Описаны конкретные проявления этих нарушений:
- умственное снижение по отношению к возрастной норме;
- психологические нарушения в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях.
- Указываются причины существующих нарушений.
3. Названы и описаны индивидуальные особенности психического и речевого развития дошкольника.
4. Перечислены адекватные формы помощи данному ребенку.
Информация по группам представляет собой сводные таблицы показателей.
Воспитатель предоставляет на консилиум:
- результаты своих собственных наблюдений и бесед со специалистами- предметниками;
- педагогическую характеристику игровой и познавательной деятельности и поведения конкретных дошкольников и группы в целом.
Воспитатель фиксирует:
- трудности, которые испытывает ребенок в различных педагогических ситуациях;
- особенности индивидуальных черт его обучения и воспитания;
- особенности самочувствие.
Характеристика дошкольника складывается из следующих показателей:
- Качественные характеристики игровой и познавательной деятельности.
- Количественные показатели игровой и познавательной деятельности.
- Показатели поведения и общения в деятельности (различных ситуациях).
- Показатели эмоционального состояния в различных ситуациях.
Медицинский работник предоставляет:
- информацию о состоянии здоровья ребенка;
- информацию о физических особенностях дошкольников.
Выделяются три основных показателя:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
- соответствие физического развития возрастным нормам;
- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
- переносимость физических нагрузок (на основании данных инструктора по физкультуре).
2. Факторы риска нарушения развития:
- наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;
- факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваний за последний год.
Порядок работы консилиума:
Информационный обмен между участниками консилиума.
Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика - начинают они.
Обмен информацией между участниками и взаимные ответы на вопросы служат основой для заполнения протокола консилиума, касающегося актуального психолого-медико-педагогического состояния дошкольников.
Разработка стратегии сопровождения данного ребенка. Попробывать
Прежде всего, участники консилиума оговаривают содержание развивающей работы:
- Какого рода помощь требуется дошкольнику?
- Каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним?
- Какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения.
Обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной группы, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне образовательного учреждения. Участники консилиума определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, специалистами-предметниками, а также социально-диспетчерскую деятельность.
Таким образом, деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов:
- Каков психологический, педагогический, медицинский статус дошкольника на момент обследования?
- Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие ребенка в целом на момент обследования?
- Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе дошкольного обучения?
- В каких формах и в какие сроки в сопровождении дошкольника примут участие психолог, школьный медик и другие специалисты?
- Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией?
- Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность?
Ответы на все эти вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа – заключения консилиума, в котором находят отражение ответы на основные из вышеприведенных вопросов
Направление ребенка на муниципальную (районную, региональную) ПМПК. Ребенок направляется на консультацию более высокого уровня в том случае, если:
- консилиум образовательного учреждения не приходит к общему мнению;
- родители не принимают решение и рекомендации консилиума.
Общее заключение консилиума передается в муниципальную (районную, региональную) ПМПК. После дополнительного обследования ребенка это заключение возвращается в образовательное учреждение с рекомендациями специалистов.
Реализация рекомендаций консилиума
В течение учебного года происходит реализация решений консилиума. Составляется план коррекционно-развивающих мероприятий. Они могут быть включены как в организованную, так и в совместную деятельность. Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и спецификой образовательного учреждения определяются интенсивность и продолжительность циклов занятий.
Наиболее важной задачей дефектолога, логопеда, психолога на этом этапе является разработка (или подбор) программ для ребенка или группы детей. Детей нужно разделить на достаточно «гомогенные» группы, определить оптимальное количество участников для каждой группы. Кроме того, определяются показатели наполняемости таких групп и продолжительность цикла занятий и отдельных занятий. Все эти характеристики должны быть обоснованы в программе коррекционной работы.
На каждого ребенка заводятся соответствующие документы, в которых отражается ход коррекционной работы.
Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы
В завершение определенного этапа работы проводится динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы), или итоговое обследование. На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним.
По результатам промежуточного обследования консилиум проводится только в следующих случаях:
- если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития;
- если были получены значительные изменения состояния ребенка;
- если произошли какие-то незапланированные события, изменившие как состояние, так и условия существования ребенка.
В этом случае консилиум будет внеплановым.
Схема психолого-медико-педагогического консилиума в учреждении образования
Обучение и воспитание дошкольников с отклонениями в развитии предусматривает обязательную специализированную помощь и психолого-педагогическую поддержку воспитанников, а также динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.
Комплексная диагностика ребенка с отклонениями в развитии осуществляется специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)[1].
Медико-психолого-социально-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, которой владеют педагоги, медики, дефектологи, психологи и на основе целостного видения ученика разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.
Консилиум позволяет:
- дефектологу и психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или группе всем субъектам образовательного процесса;
- педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;
- объединить усилия дефектологов, педагогов, психологов и других субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей;
- наметить программу индивидуального развития ребенка;
- распределить обязанности и ответственность субъектов образовательного процесса;
- координировать действия субъектов образовательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку.
В состав консилиума по приказу руководителя учреждения вводятся: логопед, дефектолог, практический психолог, медицинский работник, воспитатели, прошедшие специальную курсовую подготовку по работе с детьми с отклонениями в развитии. Отсутствие в большинстве образовательных учреждений дефектологов, психологов, воспитателей, подготовленных к работе с детьми с отклонениями в развитии, осложняет организацию коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников. Поэтому в работе консилиума могут принимать участие специалисты ТАСО, ПМПК, диагностических центров, центров психолого-социальной службы.
Основной целью консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации в соответствии с их специальными образовательными потребностями, осуществление индивидуально-ориентированной психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической помощи детям в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
В задачи консилиума входит:
Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого ребенка, анализ степени сформированности психических функций с целью своевременного решения проблем в обучении, общении и социализации; определение уровня функциональной готовности ребенка к обучению на разных ступенях образовательного процесса
Определение “зоны ближайшего развития” каждого ребенка, выявление резервных возможностей, формулирование прогноза интеллектуального и речевого развития.
Выработка стратегии и тактики комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка
Создание системы психолого-педагогической поддержки воспитанников, разработка комплекса мер коррекции и компенсации.
Формирование у педагогов и родителей адекватного отношения к выявленным дисгармониям и нарушениям развития воспитанников.
Разработка системы целенаправленной педагогической коррекции физических и психических недостатков учащихся, выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы в соответствии с выявленной структурой дефекта
Проведение диагностических, профилактических и коррекционных мероприятий, способствующих преодолению нарушений в психическом и речевом развитии, специфических негативных особенностей эмоционально-волевой сферы, психокоррекции поведения ребенка.
Создание системы мониторинга индивидуального уровня развития воспитанников в соответствии с выявленной структурой дефекта.
Оказание консультативной и методической помощи педагогам по различным вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Деятельность специалистов консилиума направлена на проведение педагогической и психологической диагностики уровня интеллектуального, речевого и психического развития воспитанников и создание на ее основе комплексных коррекционно-развивающих программ. Специалисты консилиума вырабатывают единые критерии готовности к обучению, что способствует реализации принципа непрерывности реабилитационного процесса, обеспечению преемственности на различных этапах обучения. На основании результатов диагностики определяются формы взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического консилиума. По результатам диагностического исследования даются рекомендации для педагогов и родителей.
Консилиумы планируются в начале учебного года и проводится в соответствии с планом.
Плановый консилиум решает следующие задачи:
- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;
- выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;
- динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;
- решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).
Как правило, плановые консилиумы проводятся четыре раза в год.
Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, воспитателя или родителей.
В задачи внепланового консилиума входят:
- принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;
- изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;
- изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).
Представление данных на консилиум следует осуществлять по заранее согласованным формам. Эти формы заполняются на тех детей, чьи проблемы выносятся на консилиум в период подготовки к консилиуму.
Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.
[1] Деятельность этой службы строится в соответствии с письмом Министерства образования РФ “О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательных учреждений” № 27/901-6 от 27.03.2000г. и регламентируется Примерным положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.