
Важное
Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 г
Новости
Информация для учителей
Итогом изучения ребенка специалистами консилиума является создание индивидуальных образовательных маршрутов для детей с отклонениями в развитии. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает
- установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков её достижения;
- выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе;
- разработку индивидуально ориентированных коррекционных программ с учётом структуры дефекта ребёнка.
Индивидуально ориентированные коррекционные программы разрабатываются специалистами консилиума образовательного учреждения с учетом структуры дефекта детей. При составлении и реализации таких программ обязательно соблюдение принципов коррекционной направленности образовательного процесса и учёта динамики индивидуального развития
При определении целей и задач программы коррекционно-развивающей работы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Любая программа коррекционного воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии и их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.
Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития);
- профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии);
- развивающего (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития).
Индивидуальные коррекционные программы предполагают максимальное использование потенциальных возможностей каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; позволяют воспитателю конструировать процесс обучения и воспитания как социальную ситуацию развития личности ребенка; осуществлять системное проектирование задач, направленных на развитие познавательных возможностей ребенка в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями.
Можно выделить следующие примерные структурные блоки индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей программы:
- 1. Охрана здоровья и коррекция психосоматических и психоневрологических неблагополучий в развитии ребенка медицинскими и психолого-педагогическими приемами и методами работы.
В данном разделе указываются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка с отклонениями в развитии, перечисляются возможные оздоровительные, воспитательные и образовательные мероприятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья ребенка, а также педагогические действия, направленные на обучение ребенка приемам и навыкам, значимым для его безопасной жизнедеятельности и воспитания положительного отношения к своему здоровью.
- Восполнение дефицита в развитии психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность.
В данном разделе указываются конкретные направления и формы коррекционно-развивающей работы, необходимые ребенку для развития психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность. В частности, это могут быть вариативные формы работы по
- сенсорному воспитанию и развитию ориентировочной деятельности, совершенствованию оперирования сенсорными эталонами и овладения соответствующими словесными понятиями;
- развитию основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствованию тонкой ручной моторики и развитию зрительно-двигательной координации;
- развитию внимания (оптимизация и стимуляция внимания, увеличение объема внимания, способностей к концентрации, распределению и переключению внимания и т.д.);
- развитию различных видов памяти и повышение их продуктивности, формирование основных приемов мнестической деятельности;
- развитию различных видов восприятия (слухового, зрительного, тактильного и т.д.).
- 3. Формирование мыслительной деятельности и интеллектуально-перцептивных умений. В данном разделе указываются необходимые для ребенка конкретные направления и формы коррекционно-развивающей работы по
- развитию наглядно-образного мышления и способности обобщать на наглядном уровне;
- развитию умения понимать и устанавливать смысловые аналогии, причинно-следственные связи;
- формированию умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно;
- развитию способности анализировать простые закономерности, умения выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности;
- формированию операций анализа и синтеза на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков;
- развитию сукцессивных способностей;
- обучению решению элементарных логических задач и т.д.
- Формирование общедеятельностных умений. Данный раздел включается в индивидуальную программу при необходимости и предполагает систему работы по
- формированию предметной деятельности;
- формированию целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;
- формированию обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения;
- формированию способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способов ее выполнения;
- формирование способности понять и принять инструкцию, работать по алгоритму;
- формированию навыков планирования деятельности;
- формированию игры как деятельности, становление игровой деятельности (привитие потребности к игре, обучение созданию замысла игры, развитие умения действовать адекватно поставленной цели и т.д.);
- формированию продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд в соответствии с требованиями реализуемой образовательной программ и стандарта дошкольного образования);
- формирование элементов трудовой деятельности;
- формирование навыков самоконтроля деятельности и самооценки результатов деятельности.
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности. Данное направление предполагает систему работы по формированию и развитию познавательной активности, самостоятельности, произвольности деятельности.
- 6. Развитие социально-нравственных качеств, необходимых для успешнойсоциализации
Данный раздел охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:
- формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе (концентр «Я сам»);
- формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);
- формирование адекватных восприятий окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»);
- научение ребенка адекватной ориентировке в окружающей среде, навыкам социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях, способам усвоения и присвоения общественного опыта.
7. Обогащение социального опыта, кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал. В данный раздел программы включаются виды и формы работы по расширению субъективного социального опыта ребенка:
- ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы;
- формирование образных представлений об окружающей действительности, позволяющих создать у детей целостное восприятие различных предметов и явлений окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме.
Составной частью этого раздела является также система работы, направленная на развитие всех видов речевой деятельности ребенка (номинативной, коммуникативной, сопровождающей, регулирующей, планирующей и других функций речи). Данный раздел ни в коем случае не должен дублировать программу логопедической работы с ребенком и предполагает систематизацию и обобщение речевого материала, освоенного детьми в процессе других видов деятельности, расширение и уточнение словаря, активизацию связной речи.
8. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы:
- снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций;
- активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и использование их для развития практической деятельности, общения и формирования адекватного поведения
- снижение повышенной тревожности, формирование социального доверия.
- коррекция зависимости от окружающих, обучение умению самостоятельно решать проблемы;
- снижение агрессивности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения.
Личностно-ориентированная коррекционно—развивающая программа не должна дублировать программу образовательную. Однако в отдельных случаях составными элементами индивидуальной программы могут стать пропедевтические упражнения, направленные на формирование функциональной готовности к овладению отдельными разделами образовательной программы.
- 1. Формирование элементарных математических представлений:
- формирование понятия о количественных и качественных отношениях между предметами;
- обучение сравнению, сопоставлению между собой предметов и групп предметов (множеств) по форме, величине, пространственному расположению и по количеству;
- обучение умениям устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств;
- формирование временных и пространственных представлений, ориентировки во времени и пространстве.
- 2. Музыкальное воспитание и ритмика:
- развитие сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки;
- развитие слухового внимания и слухового восприятия;
- развитие динамически ритмичных движений и ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве;
- развитие голоса, навыка владения голосом.
- 3. Изобразительное искусство:
- обучение планомерному последовательному анализу изображений;
- совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных цветов, геометрических форм, размеров;
- развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов;
- развитие графо-моторных навыков;
- формирование изобразительно-графических способностей;
- формирование навыков схематического изображения пространственных отношений.
- 4. Подготовка к обучению грамоте (в случае необходимости для детей семилетнего возраста):
- совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений;
- развитие навыков фонематического анализа;
- овладение навыком графической символизации;
- моделирование звуковой структуры слова с помощью букв;
- развитие графо-моторных операций
Принципиально значимым при реализации индивидуальных программ является:
- соблюдение принципа единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- учет социальной ситуации развития ребенка и его семьи;
- включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;
- реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
- расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
- расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.
Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая структура индивидуальной коррекционно-развивающей программы является примерной. Разделы программы определяются исходя из образовательных потребностей каждого конкретного ребенка индивидуально. Процесс разработки индивидуальной программы предполагает взаимодействие и творчество педагогов. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка.
В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого. Диагностика и обследование ребенка начинается либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса воспитателя, администрации образовательного учреждения с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано в карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в образовательном учреждении.
1 этап - постановка и уточнение проблемы Предварительный этап сопровождения ребенка. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума
Подготовка консилиума осуществляется каждым участником отдельно.
Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит предложения по отдельным воспитанникам и информацию по группе в целом. В его задачи входит также определить, каких воспитанников обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени, а какие дети, являясь психологически благополучными не станут предметом отдельного обсуждения на консилиуме (либо для разработки их сопровождения не нужно много времени).
Воспитатель собирает и обрабатывает информацию от родителей, систематизирует собственные наблюдения.
Медицинский работник просматривает медицинские карты, при необходимости получает дополнительную информацию от родителей или из поликлиники, а также готовит выписки для обсуждения на консилиуме.
Дефектолог, осуществляет первичное обследование проблемного ребенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье (так называемый дефектологический анамнез). Дефектологический анамнез ни в коем случае не снимает необходимости сбора классических сведений о заболеваниях ребенка, проводимого врачом (медицинская часть анамнеза).
Этот этап заканчивается составлением индивидуальных представлений на ребенка всеми специалистами консилиума. Представление данных на консилиум следует осуществлять по заранее согласованным формам. Эти формы заполняются на тех детей, чьи проблемы выносятся на консилиум в период подготовки к консилиуму.
2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет:
- выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;
- определить общий прогноз его развития;
- определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;
- выбрать образовательный маршрут.
При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.
По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.
Психолог, дефектолог, логопед представляют на консилиум:
- результаты наблюдений;
- результаты экспертных опросов педагогов и родителей;
- результаты обследования самих воспитанников.
Обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В материалах информация о ребенке или его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, и формулируется доступным и понятным языком.
В представлениях специалистов фиксируются результаты всех обследований в виде некоторого качественного уровневого показателя.
В бланках представлений должно быть:
1. Дано описание психологических особенностей
- обучения;
- поведения;
- самочувствия ребенка.
Описание дается в свободной форме с опорой на содержание психолого- педагогического статуса дошкольника.
2. Названы обнаруженные нарушения или отклонения от
- возрастной;
- психической;
- социальной нормы.
Описаны конкретные проявления этих нарушений:
- умственное снижение по отношению к возрастной норме;
- психологические нарушения в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях.
- Указываются причины существующих нарушений.
3. Названы и описаны индивидуальные особенности психического и речевого развития дошкольника.
4. Перечислены адекватные формы помощи данному ребенку.
Информация по группам представляет собой сводные таблицы показателей.
Воспитатель предоставляет на консилиум:
- результаты своих собственных наблюдений и бесед со специалистами- предметниками;
- педагогическую характеристику игровой и познавательной деятельности и поведения конкретных дошкольников и группы в целом.
Воспитатель фиксирует:
- трудности, которые испытывает ребенок в различных педагогических ситуациях;
- особенности индивидуальных черт его обучения и воспитания;
- особенности самочувствие.
Характеристика дошкольника складывается из следующих показателей:
- Качественные характеристики игровой и познавательной деятельности.
- Количественные показатели игровой и познавательной деятельности.
- Показатели поведения и общения в деятельности (различных ситуациях).
- Показатели эмоционального состояния в различных ситуациях.
Медицинский работник предоставляет:
- информацию о состоянии здоровья ребенка;
- информацию о физических особенностях дошкольников.
Выделяются три основных показателя:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
- соответствие физического развития возрастным нормам;
- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
- переносимость физических нагрузок (на основании данных инструктора по физкультуре).
2. Факторы риска нарушения развития:
- наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;
- факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваний за последний год.
Порядок работы консилиума:
Информационный обмен между участниками консилиума.
Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика - начинают они.
Обмен информацией между участниками и взаимные ответы на вопросы служат основой для заполнения протокола консилиума, касающегося актуального психолого-медико-педагогического состояния дошкольников.
Разработка стратегии сопровождения данного ребенка. Попробывать
Прежде всего, участники консилиума оговаривают содержание развивающей работы:
- Какого рода помощь требуется дошкольнику?
- Каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним?
- Какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения.
Обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной группы, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне образовательного учреждения. Участники консилиума определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, специалистами-предметниками, а также социально-диспетчерскую деятельность.
Таким образом, деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов:
- Каков психологический, педагогический, медицинский статус дошкольника на момент обследования?
- Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие ребенка в целом на момент обследования?
- Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе дошкольного обучения?
- В каких формах и в какие сроки в сопровождении дошкольника примут участие психолог, школьный медик и другие специалисты?
- Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией?
- Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность?
Ответы на все эти вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа – заключения консилиума, в котором находят отражение ответы на основные из вышеприведенных вопросов
Направление ребенка на муниципальную (районную, региональную) ПМПК. Ребенок направляется на консультацию более высокого уровня в том случае, если:
- консилиум образовательного учреждения не приходит к общему мнению;
- родители не принимают решение и рекомендации консилиума.
Общее заключение консилиума передается в муниципальную (районную, региональную) ПМПК. После дополнительного обследования ребенка это заключение возвращается в образовательное учреждение с рекомендациями специалистов.
Реализация рекомендаций консилиума
В течение учебного года происходит реализация решений консилиума. Составляется план коррекционно-развивающих мероприятий. Они могут быть включены как в организованную, так и в совместную деятельность. Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и спецификой образовательного учреждения определяются интенсивность и продолжительность циклов занятий.
Наиболее важной задачей дефектолога, логопеда, психолога на этом этапе является разработка (или подбор) программ для ребенка или группы детей. Детей нужно разделить на достаточно «гомогенные» группы, определить оптимальное количество участников для каждой группы. Кроме того, определяются показатели наполняемости таких групп и продолжительность цикла занятий и отдельных занятий. Все эти характеристики должны быть обоснованы в программе коррекционной работы.
На каждого ребенка заводятся соответствующие документы, в которых отражается ход коррекционной работы.
Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы
В завершение определенного этапа работы проводится динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы), или итоговое обследование. На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним.
По результатам промежуточного обследования консилиум проводится только в следующих случаях:
- если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития;
- если были получены значительные изменения состояния ребенка;
- если произошли какие-то незапланированные события, изменившие как состояние, так и условия существования ребенка.
В этом случае консилиум будет внеплановым.
Схема психолого-медико-педагогического консилиума в учреждении образования
Согласно Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития — это отношение между ребенком и окружающей его социально опосредованной действительностью. При таком подходе «отклонение в развитии» следует рассматривать в более широком смысле. Традиционно считалось, что отклонения в развитии мешают ребенку адаптироваться в социальной среде и интегрироваться в нее. Современные акценты (на организации социальной среды адекватно особенностям развития ребенка) заставляют специалистов ПМПк фокусировать свое внимание не столько на диагностике развития (как самоцели), сколько на разработке рекомендаций в соответствии с проведенной диагностикой.
Для специалистов ПМПк важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.
Основной целью деятельности специалистов консилиума является осуществление индивидуально-ориентированной психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
Этапы деятельности специалистов консилиума.
- I. Психолого-медико- педагогическая диагностика:
- изучение данных медицинского анамнеза;
- изучение социальной ситуации развития ребенка, диагностика социальной готовности к обучению;
- диагностика психологической готовности к интегрированному обучению
- логопедическое обследование уровня развития речи;
- дефектологическое обследование;
- педагогическая диагностика уровня функциональной готовности ребенка к организованным формам обучения и воспитания.
II. Выработка стратегии и тактики комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка со специальными нуждами:
- разработка и реализация индивидуальных программ коррекционной работы с каждым ребенком с особыми образовательными потребностями;
- подготовка рекомендаций для воспитателей и родителей по результатам диагностического исследования;
- формирование у педагогов и родителей адекватного отношения к выявленным дисгармониям и нарушениям развития воспитанников, выработка единого подхода к ребенку со стороны всех взрослых;
- создание благоприятного психологического микроклимата в группах, выбор главных направлений в воспитательной работе на основе изучения личности каждого ребенка, семей, особенностей группы в целом.
III. Анализ успешности развития ребёнка, его продвижения в усвоении основных приемов деятельности, формировании основных компетентностей:
- отслеживание и анализ хода развития каждого ребенка и результатов коррекционной работы;
- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников, диагностика формирования и развития общеучебных умений и навыков, оценка уровня усвоения стандарта дошкольного образования.
1. Педагогическое обследование
В комплексной оценке развития, в выявлении возможностей ребенка чрезвычайно важным является педагогическое диагностирование. Задачей педагогического обследования является выявление готовности ребенка к обучению по соответствующей образовательной программе, определение степени сформированности трудовых, игровых и учебных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы и социальной адаптации.
Педагогическое обследование позволяет изучить ребенка в процессе деятельности. Педагог может составить мнение о ребенке и состоянии его навыков в процессе наблюдения за игровой, элементарной трудовой и учебной деятельностью. Система педагогической диагностики так же должна включать в себя задания, построенные на основе интересных и привычных для ребенка видов деятельности, имеющих, в основном, игровой характер и усложняющиеся от задачи к задаче. Так можно получить оценку способности ребенка принимать помощь, действовать в аналогичной ситуации (перенос навыков), что определяет его “зону ближайшего развития”.
В процессе выполнения диагностических заданий можно выявить трудности их выполнения и определить причины, мешающие ребенку эффективно воспринимать передаваемые знания. Трудности обучения и социализации детей с отклонениями в развитии, в основном, обусловлены недостаточностью внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем познавательной мотивации и общей познавательной пассивностью, а также недоразвитием отдельных психических процессов (парциальными нарушениями памяти, мышления, внимания). К подобным особенностям можно отнести негрубые недостатки речи, недостаточную координацию движений, двигательную расторможенность, а также ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, несформированность операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности, низкую умственную и физическую работоспособность.
Результаты педагогической диагностики заносятся в карты наблюдения и фиксируются в Педагогическом представлении.
По результатам диагностики воспитатель на заседании консилиума дает характеристику на каждого ребенка с отклонениями в развитии.
Схема педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста.
В характеристике должно быть отражено:
- как долго ребенок посещает данный детский сад, в том числе, сколько времени он обучается у последнего воспитателя, часто ли болеет, охотно ли ходит в детский сад;
- как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (контактирует ли со взрослыми, с воспитателями, со сверстниками);
- достаточно ли он овладел навыками самообслуживания;
- как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях; какие особенности поведения способствуют, а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков;
- как ребенок относится к труду, какие виды труда предпочитает, в каком темпе работает, доводит ли дело до конца и проявляет ли заинтересованность в конечном результате;
- особенности умственного развития ребенка: справляется ли он с программой детского сада;
- какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка;
- что создает наибольшие трудности или вызывает беспокойство у воспитателя.
Заключение и рекомендации по обучению.
В заключении должны быть в предельно краткой форме отражены особенности поведения ребенка, характер деятельности, резюмировано соответствие (частичное соответствие или несоответствие) готовности ребенка к усвоению соответствующей образовательной программы, соответствие программных знаний возрасту ребенка. Здесь же следует сформулировать выводы и привести необходимые рекомендации по организации дальнейшего обучения, если это необходимо, по форме и виду обучения, адекватных возможностям ребенка, соответствующим направлениям коррекционной работы разных специалистов.
Характеристика может быть написана в свободной форме, но с последовательным изложением вышеуказанных разделов.
2. Психологическое обследование направлено на:
- выявление особенностей психологического статуса ребенка с отклонениями в развитии, анализ степени сформированности психических функций (внимания, памяти, воображения и т. д.);
- определение уровня интеллектуального развития (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, основных мыслительных операций);
- диагностику эмоционально-волевой готовности к обучению (умение ответственно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнение заданий по образцу и словесному указанию педагога);
- выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития высших психических функций, познавательной и эмоционально-личностной сфер;
- определение “зоны ближайшего развития” каждого ребенка, выявление резервных возможностей, формулирование прогноза интеллектуального и речевого развития.
Результаты диагностики оформляются в соответствии с требованиями используемых методик. Обобщение результатов психологического обследования фиксируется в Психологическом представлении
В представлении резюмируются наиболее важные сведения, полученные при исследовании. Здесь содержатся данные, имеющие диагностическое значение, описывающие обобщенными словами совокупный комплекс основных, выступающих на первый план особенностей развития высших психических функций ребенка и его эмоционально-личностных особенностей. Отмечаются соответствие уровня актуального развития возрастным нормам, степень готовности к обучению. С учетом анамнестических и социокультурных данных анализируются причины тех или иных особенностей развития (“Это происходит потому, что...”). По возможности, дается прогноз дальнейшего развития, предполагаемые вид программы, формы обучения, тип образовательного учреждения.
Заключение психолога. Заключение по результатам психологического обследования, не повторяя описательную часть обследования, должно явиться кратким ответом на вопрос, что и почему происходит с ребенком. В заключении обоснованно резюмируются наиболее важные результаты, полученные при исследовании. Здесь предельно кратко приводятся данные, имеющие ведущее диагностическое значение, описывается обобщенно совокупный комплекс ключевых, выступающих на первый план особенностей развития ребенка. В первую очередь, должно быть отмечено соответствие (или несоответствие: задержка или, наоборот, опережение) уровня актуального развития возрастным и социально-психологическим нормативам. Итогом психологического обследования ребенка должен явиться комплексный психологический диагноз.
В структуре комплексного психологического диагноза отмечается феноменология наблюдаемого состояния ребенка, которая может быть описана в терминах одной из имеющихся современных классификаций (феноменологический уровень психологического диагноза). Кроме того, практическому психологу необходимо в соответствии с имеющейся квалификацией проанализировать причины наблюдаемых особенностей поведения и состояния высших психических функций и сфер ребенка, а также дать прогноз его дальнейшего развития и обучения.
Рекомендации психолога. В рекомендациях определяются основные направления развивающей и коррекционной работы с ребенком с учетом выявленных особенностей развития высших психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер. Даются рекомендации родителям и воспитателям по возможным формам работы с ребенком, с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения. В рекомендациях должны быть четко и ясно сформулированы необходимые для оптимального развития ребенка требования к режиму, нагрузкам, типу программы обучения, необходимая степень ее индивидуализации. Даются рекомендации по оптимизации взаимодействия в окружении ребенка (семья, педагоги, детский коллектив).
3.Логопедическое обследование устной речи ребенка направлено на выявление, предупреждение и максимальную коррекцию трудностей при обучении. При этом обращается внимание не только на звукопроизношение, но и на общее развитие речи ребенка. Логопедическое обследование включает в себя:
- Обследование состояния артикуляционного аппарата, общего звучания речи (голос, внятность речи, дыхание, артикуляция).
- Произношение и различение звуков. Произношение слов сложной слоговой структуры
- Состояние фонетического слуха и понимание звучащей речи
- Обследование словаря
- Выявление навыков словообразования
- Оценку уровня владения грамматическими нормами
- Оценку уровня владения связной речью
- Оценку неречевых процессов (слуховое внимание, слуховая память и т.д.)
Результатом обследования являются данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести речевого дефекта, а также наметить пути его коррекции.
Результаты обследования уровня речевого развития воспитанников фиксируются в Речевой карте. По результатам диагностики логопед составляет на каждого ребенка индивидуальную программу логопедической работы и готовит Логопедическое представление на каждого ребенка
Результаты комплексного обследования всех специалистов заносятся в сводный протокол диагностического обследования и являются основой для разработки индивидуальной личностно-ориентированной программы.
По результатам диагностики специалистами консилиума определяется уровень готовности ребенка к обучению.
Готовность ребенка с отклонениями в развитии к обучению включает в себя:
в эмоционально-волевой сфере:
- возможность контактировать с другими детьми;
- отсутствие страха перед новыми людьми, новым помещением;
- возможность расстаться с мамой (первоначально хотя бы на короткое время);
- умение концентрировать внимание на короткое время;
- способность удерживать какой-либо сюжет в игре;
в познавательной сфере:
- осознание собственного “Я”;
- стремление к самостоятельности;
- возможность усвоить правила игры и соблюдать их;
- возможность играть в ролевые игры;
- возможность сравнить свою работу с образцом или с работой других детей.
Реализация рекомендаций консилиума
1. Учитель-дефектолога, учитель-логопед
- Несет ответственность за уровень коррекционно-воспитательной работы с детьми, направляет и координирует деятельность членов педагогического коллектива групп;
- на основе анализа результатов обследования и с учетом программных требований составляет перспективное и ежедневное планирование, планы индивидуальных занятий;
- поводит анализ динамики развития каждого ребенка а процессе коррекционно-развивающего обучения и текущий мониторинг состояния воспитанников;
- проводит групповые (подгрупповые) занятия, а также индивидуальные занятия по развитию слухового, зрительного, тактильного восприятия и обучению произношению;
- координирует деятельность воспитателей, специалистов-предметников по коррекционной направленности воспитания и обучения, уточняет требования к работе по развитию речи и контролю за ней в быту и на занятиях, правильности использования звукоусиливающей аппаратуры, аппаратуры для коррекции различных нарушений;
- участвует в заседаниях ПМПк, педагогического совета, методических объединений;
- участвует в проведении утренников, развлечений, досуга детей;
- организует роботу с родителями, проводит групповые и индивидуальные занятия, консультации, родительские собрания, открытые занятия. Для этого знакомится с семьями детей, знает психологию семьи, условия её социально-культурного развития, понимает жизненные приоритеты и ценности её членов;
- совместно с воспитателем оформляет стенды, уголки для родителей. Знакомит родителей и педагогов с новинками методической литературы, статьями в периодической печати по вопросам воспитания и обучения детей с различными нарушениями;
- реализует комплексный подход к реабилитации имеющихся у детей нарушений, взаимодействуя со специалистами, участвует в разработке программ индивидуального развития ребенка.
2. Педагог-психолог:
- Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
- определяет факторы, препятствующие развитию личности детей и принимает меры по оказанию психологической помощи (психолого-коррекционной, реабилитационной и консультативной).
- проводит индивидуальные и групповые занятия;
- осуществляет психологическую поддержку в течение адаптационного периода и оказывает квалифицированную помощь ребенку и членам его семьи в кризисных ситуациях;
- составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педколлектива, родителей в проблемах личностного и социального развития ребенка;
- регулярно информирует воспитателя о результатах изучения ребенка и текущих наблюдениях за динамикой его развития, выступает на заседаниях ПМПк и педагогических советах с обобщенными сведениями по результатам диагностики, динамики продвижения воспитанника в обучении и воспитании;
- оказывает помощь детям, родителям (лицам их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем
- способствует гармонизации социальной сферы группы и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
- проводит тренинги и методическую работу с членами педколлектива, ориентированную на повышение их социально-психологической компетентности;
- ведет документацию по установленной форме и использует её по назначению
3. Воспитатель:
- Планирует и организует жизнедеятельность воспитанников и осуществляет их Воспитание;
- проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации дошкольников, социальной адаптации в детском коллективе;
- на основе программ индивидуального развития дошкольников планирует и проводит и детьми коррекционно-развивающую работу.
- совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье, осуществляет организацию оздоровительных, закаливающих, профилактических мероприятий, формирует у детей представление о здоровом образе жизни;
- совместно с учителем-дефектологом участвует в психолого-педагогическом изучении группы, анализирует полученные данные и участвует в составлении психолого-педагогических характеристик, а также в заседаниях ПМПк;
- проводит занятия по социальному развитию, труду, игре, изобразительной деятельности и конструированию, ознакомлению с окружающим, участвует в занятиях по музыкальному и физическому воспитанию;
- посещает занятия учителя-логопеда, дефектолога, психолога, участвует в проведении комплексных занятий, экскурсий;
- осуществляет коррекционную направленность воспитания и обучения в быту и на занятиях, проводит работу по развитию речи, слухового восприятия по заданиям учителя и логопеда, проводит контроль за произношением;
- участвует в организации и проведении досуга, развлечений, утренников;
- участвует в организации работы с родителями: проведении родительских собраний, коллективных и индивидуальных консультаций, открытых занятий, выставок детских работ, оформлении уголков для родителей.
Содержание деятельности основных участников ПМПк
Участник |
Деятельность на этапе |
Деятельность в рамках психолого- |
Реализация решений консилиума |
Психолог |
Проведение диагностической работы: диагностического минимума и различных схем углубленной диагностики в отношении “проблемных” детей Подготовка материалов к |
Предоставляет участникам консилиума необходимой информации по психолого- педагогическому статусу конкретных воспитанников и по группам Участие в разработке стратегии сопровождения Планирует направления и формы психологической работы в рамках сопровождения конкретных воспитанников и групп в целом Информирует об особенностях личности, феномене развития ребёнка на момент обследования: познавательной сферы (развитие мышления), тонкой моторики; особенности поведения и общения дошкольника; особенности мотивационной сферы; особенности системы отношений ребёнка к миру и самому себе (степень тревожности, наличие страхов). Даёт рекомендации по характеру педагогической поддержки |
Проведение психокоррекционных и развивающих мероприятий Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями Планирование совместной работы с Психологическое просвещение |
Воспитатель |
Сбор педагогической информации о педагогических аспектах статуса дошкольника |
Предоставляет необходимой педагогической информации участникам консилиума Участвует в разработке стратегии сопровождения Планирует формы и направления работы в рамках педагогического сопровождения конкретных дошкольников или группы в целом Информирует об уровне учебно-организационных и коммуникативных умений; работоспособности, уровне обученности и предметных знаниях; проблемах взаимоотношений в ученическом коллективе; особенностях адаптации, сложностях поведения во взаимоотношениях с родителями |
Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решения консилиума Консультирование родителей по вопросам сопровождения дошкольников Разработка индивидуальных стратегий психологического сопровождения конкретных дошкольников и их |
Логопед, дефектолог |
Обследование состояния речи и высших психических функций. Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума Предоставление необходимой информации в рамках подготовки к консилиуму |
Информирует о состоянии основных компонентов устной речи дошкольников: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура, грамматический строй, словарный запас, связная речь Информирует о результатах тестирования детей, отмечает уровень развития основных мыслительных процессов (по отношению к норме) Планирует направления и формы логопедической 9дефектологической) работы в рамках сопровождения конкретных воспитанников и групп в целом
|
Разработка индивидуальных стратегий логопедического (дефектологического) сопровождения конкретных дошкольников и их последующая реализация Участие в групповых и индивидуальных консультациях Работа с содержательными и методическими аспектами учебных программ Консультирование родителей |
Медик |
Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий Анализ медицинских карт воспитанников |
Участвует в разработке медицинских аспектов Информирует о состоянии здоровья представленных на консилиум учащихся, уровне физического развития, степени биологической зрелости, состоянии опорно-двигательного аппарата, органов зрения, слуха, дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Даёт чёткие объяснения направленности характера лечения и его учёта в процессе обучения и воспитания. Рекомендует оптимальный режим чередования нагрузок и отдыха Информирует о соблюдении специального охранительного режима, сочетании педагогического процесса с лечебно-оздоровительными мероприятиями. Планирует работу с детьми в сенсорных комнатах |
Помощь педагогам в разработке стратегии Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Консультирование администрации
|
Обучение и воспитание дошкольников с отклонениями в развитии предусматривает обязательную специализированную помощь и психолого-педагогическую поддержку воспитанников, а также динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.
Комплексная диагностика ребенка с отклонениями в развитии осуществляется специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)[1].
Медико-психолого-социально-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, которой владеют педагоги, медики, дефектологи, психологи и на основе целостного видения ученика разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.
Консилиум позволяет:
- дефектологу и психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или группе всем субъектам образовательного процесса;
- педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;
- объединить усилия дефектологов, педагогов, психологов и других субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей;
- наметить программу индивидуального развития ребенка;
- распределить обязанности и ответственность субъектов образовательного процесса;
- координировать действия субъектов образовательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку.
В состав консилиума по приказу руководителя учреждения вводятся: логопед, дефектолог, практический психолог, медицинский работник, воспитатели, прошедшие специальную курсовую подготовку по работе с детьми с отклонениями в развитии. Отсутствие в большинстве образовательных учреждений дефектологов, психологов, воспитателей, подготовленных к работе с детьми с отклонениями в развитии, осложняет организацию коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников. Поэтому в работе консилиума могут принимать участие специалисты ТАСО, ПМПК, диагностических центров, центров психолого-социальной службы.
Основной целью консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации в соответствии с их специальными образовательными потребностями, осуществление индивидуально-ориентированной психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической помощи детям в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
В задачи консилиума входит:
Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого ребенка, анализ степени сформированности психических функций с целью своевременного решения проблем в обучении, общении и социализации; определение уровня функциональной готовности ребенка к обучению на разных ступенях образовательного процесса
Определение “зоны ближайшего развития” каждого ребенка, выявление резервных возможностей, формулирование прогноза интеллектуального и речевого развития.
Выработка стратегии и тактики комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка
Создание системы психолого-педагогической поддержки воспитанников, разработка комплекса мер коррекции и компенсации.
Формирование у педагогов и родителей адекватного отношения к выявленным дисгармониям и нарушениям развития воспитанников.
Разработка системы целенаправленной педагогической коррекции физических и психических недостатков учащихся, выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы в соответствии с выявленной структурой дефекта
Проведение диагностических, профилактических и коррекционных мероприятий, способствующих преодолению нарушений в психическом и речевом развитии, специфических негативных особенностей эмоционально-волевой сферы, психокоррекции поведения ребенка.
Создание системы мониторинга индивидуального уровня развития воспитанников в соответствии с выявленной структурой дефекта.
Оказание консультативной и методической помощи педагогам по различным вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Деятельность специалистов консилиума направлена на проведение педагогической и психологической диагностики уровня интеллектуального, речевого и психического развития воспитанников и создание на ее основе комплексных коррекционно-развивающих программ. Специалисты консилиума вырабатывают единые критерии готовности к обучению, что способствует реализации принципа непрерывности реабилитационного процесса, обеспечению преемственности на различных этапах обучения. На основании результатов диагностики определяются формы взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического консилиума. По результатам диагностического исследования даются рекомендации для педагогов и родителей.
Консилиумы планируются в начале учебного года и проводится в соответствии с планом.
Плановый консилиум решает следующие задачи:
- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;
- выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;
- динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;
- решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).
Как правило, плановые консилиумы проводятся четыре раза в год.
Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, воспитателя или родителей.
В задачи внепланового консилиума входят:
- принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;
- изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;
- изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).
Представление данных на консилиум следует осуществлять по заранее согласованным формам. Эти формы заполняются на тех детей, чьи проблемы выносятся на консилиум в период подготовки к консилиуму.
Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.
[1] Деятельность этой службы строится в соответствии с письмом Министерства образования РФ “О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательных учреждений” № 27/901-6 от 27.03.2000г. и регламентируется Примерным положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.
Страница 2 из 2