Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 г

Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года

 

УМО

Учебники для детей с ОВЗ


Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ


Информационно-методическое письмо 'Об учебниках, рекомендованных для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)'


Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ


Специальные учебники - федеральный перечень


Учебники для обучающихся с ОВЗ, вошедшие в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования


Признан не подлежащим применению Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253, которым был утвержден ранее действующий перечень.

Школы вправе в течение трех лет использовать приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из старого перечня.



Институтом коррекционной педагогики РАО подготовлены Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ

 Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ

 


18 марта 2022 года Федеральным методическим объединением по общему образованию одобрены Примерные адаптированные основные образовательные программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработанные Институтом коррекционной педагогики. Программы для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра размещены на сайте государственной информационной системы "РЕЕСТР ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ". 

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования слепых обучающихся

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования слабовидящих обучающихся

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра


Минпросвещения разъяснило, как в школах организовать обучение детей с ОВЗ в 2021/22 учебном году. Указано, какие изменения могут быть внесены в учебный план.

Образовательные организации самостоятельно разрабатывают АООП ООО с учетом требований ФГОС ООО.

Школа вправе в 2021/22 учебном году осуществлять обучение по АООП ООО в соответствии с ФГОС с согласия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Согласие может быть получено в ходе специально организованного собрания.

Переход на обучение в соответствии с требованиями ФГОС ООО при наличии согласия возможен на любом году обучения. Подробнее...



potential ovz

 


 

vibor marshruta

 


Стандарт образования детей с ОВЗ


 

vipusk

 {slider 2021 title="2025" open="false"}

Программа деятельности регионального учебно-методического объединения педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья


18 марта 2025 года в рамках расширенного заседания учебно-методического объединения педагогов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья совместно с факультетом психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета была проведена проектировочная сессия «Создание специальных условий для обеспечения качества образования обучающихся с ОВЗ: нормативно-правовые и организационно-методические аспекты».

В работе сессии приняли участие руководители территориальных учебно-методических объединений педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, специалисты территориальных управлений министерства образования Самарской области и ресурсных центров, ответственные за организацию обучения детей с ОВЗ, с инвалидностью, специалисты региональных учебно-методических (ресурсных) центров, созданных в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на базе отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (далее - РУМЦ), а также управленческие команды общеобразовательных организаций, реализующих инновационные практики инклюзивного образования: региональные инновационные площадки, стажировочные площадки, победители регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» (в номинациях «Лучшая инклюзивная школа»), члены Ассоциации инклюзивных школ

Предлагаем вашему вниманию материалы расширенного заседания УМО

1. «Создание специальных условий для обеспечения  качества образования обучающихся с ОВЗ: нормативно-правовые и организационно-методические аспекты»

2. "Некоторые аспекты подготовки обучающихся с ЗПР к ОГЭ по математике." Дубовицких Т. Ю. учитель математики ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское

3. Особенности подготовки детей с ЗПР к ОГЭ по русскому языку. Афанасьева Г.М. учитель русского языка и литеретуры ГБОУ СОШ №2 с. Борское

4. Использование различных приемов адаптации контрольно-измерительных материалов для контроля качества обучения по физике и информатике обучающихся с ЗПР.  Райзвих Н.С. учитель ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское

5. Контрольно-измерительные материалы для оценки результатов обучения по предмету «Биология» у обучающихся с ЗПР. Вятских Е. Б. учитель биологии ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское

6. Средства мониторинга  и оценки динамики обучения по СИПР Смолькина Алёна Викторовна, учитель-дефектолог (тифлопедагог) учитель индивидуального обучения ГБОУ школа-интернат № 4 г.о. Тольятти

Чек-листы:

1. ЧЕК-ЛИСТ оценки адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) в соответствии с ФГОС ООО и ФАОП ООО

2. ЧЕК-ЛИСТ оценки адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) в соответствии с ФГОС НОО и ФАОП НОО

3. ЧЕК-ЛИСТ оценки адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) в соответствии с ФГОС НОО и ФАОП НОО

4. ЧЕК-ЛИСТ оценки адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2.) в соответствии с ФГОС ООО и ФАОП ООО

 

 

 {slider 2021 title="2024" open="false"}

 Структура регионального учебно-методического объединения педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ 2024

Программа деятельности регионального учебно-методического объединения педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 


Предлагаем вашему вниманию материалы расширенного заседания учебно-методического объединения педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ

 

Тема заседания:

«Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФАОП»

 

Протокол 1

 

Программа заседания:

1. Составление технологической карты урока. Игнатьева Галина Викторовна, учитель-дефектолог, Козырь Татьяна Васильевна, учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск

2. Анализ урока как форма оценки качества образовательного процесса. Карта посещения урока. Рябовская Татьяна Яковлевна, заместитель директора по УВР, учитель-дефектолог ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск   

Карта посещения уроков

3. Использование эффективных приемов и методов для повышения уровня знаний по русскому языку учащихся с задержкой психического развития. Сабирова Мария Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск

Материалы для учителя русского языка

Сборник памяток

4. Особенности обучения детей с задержкой психического развития математике. Матненко Лариса Вениаминовна, Буренина Светлана Александровна, учителя ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск

5. Применение цифровых образовательных ресурсов как способ повышения эффективности урока математики в школе, реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью. Бастрикова Марина Викторовна, учитель математики ГБОУ школы-интерната № 3 г.о. Тольятти

6. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Филонова Ольга Ивановна, учитель начальных классов, Буценко Ольга Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск

7. Виды рефлексии, используемые учителем на уроках. Брусилова Лариса Анатольевна, учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск, Булхова Светлана Александровна, учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск

8. Психологический комфорт на уроке как важнейший аспект успешного обучения. Шабалина Светлана Юрьевна, Куминова Наталья Анатольевна, педагоги-психологи ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск


Предлагаем вашему вниманию материалы расширенного заседания учебно-методического объединения педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ

 

Тема заседания:

«Оценка качества образования обучающихся с ОВЗ. Разработка адаптированных контрольно-измерительных материалов для формирующего оценивания образовательных результатов обучающихся с ОВЗ»

 Протокол 2

 

Программа заседания:

1. «Интерактивная диагностика познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ», Вяльдина Людмила Михайловна, учитель-дефектолог, Норина Елена Алексеевна, учитель-дефектолог, Савостьянова Елена Витальевна, методист ГБОУ школы-интерната № 3 г.о.Тольятти

2. «Интерактивная диагностика познавательной деятельности обучающихся с нарушением слуха», Ильяшенко Анна Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната №117им. Т.С. Зыковой

3. «Разработка адаптированных контрольно-измерительных материалов по предметам учебного плана на ступени НОО для формирующего оценивания образовательных результатов обучающихся с нарушениями слуха», Станкевич Инна Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната №117им. Т.С. Зыковой

4. «Разработка адаптированных контрольно-измерительных материалов по русскому языку и литературе для формирующего оценивания образовательных результатов обучающихся с нарушениями слуха на ступени ООО»Козлова Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы-интерната №117им. Т.С. Зыковой

5. Адаптация КИМ для оценки достижения образовательных результатов по математике обучающихся 5-6 классов, Дубовицких Татьяна Юрьевна,учитель математики ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское

6. Контрольно-измерительные материалы для оценивания учебных достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе»Федорова Татьяна Александровна, учитель ГБОУ школы-интерната № 71 г.о. Самара

7. «Оценка качества знаний обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в 1 дополнительном классе»Ускова Татьяна Владимировна , учитель ГБОУ школы-интерната № 71 г.о. Самара

 


Предлагаем вашему вниманию материалы расширенного заседания учебно-методического объединения педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ

 

 Тема заседания:

"Формирование функциональной грамотности и жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и обновленных ФГОС ОО"

 

Протокол 3

 

Программа заседания:

1.  "Приемы формирования функциональной грамотности детей с ЗПР на уроках математики", Дубовицких Татьяна Юрьевна,учитель математики ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское

2. "Приемы формирования функциональной грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной и старшей школе", Романова Татьяна Владимировна, руководитель МО начальных классов, Нестерова Марина Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ школа-интернат И.Е.Егорова г.о. Новокуйбышевск

3.  "Система работы по формированию функциональной грамотности через активизацию познавательной деятельности обучающихся с OB3", Рябовская Татьяна Яковлевна, заместитель директора по УВР, учитель-дефектолог, нейропсихолог , Козырь Татьяна Васильевна, заместитель директора по УВР, учитель-логопед, Брусилова Лариса Анатольевна, учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 2 г.о.Жигулевск

4. "Формирование жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями через ведение курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»"Артюшина Ольга Александровна, учитель, Терентьева Марина Вячеславовна педагог-организатор ГБОУ школы-интерната №3 г.о.Тольятти

 Запись трансляции РУМО


Предлагаем вашему вниманию материалы расширенного заседания учебно-методического объединения педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ

 Тема заседания:

«Система работы по оказанию адресной помощи обучающимся с ОВЗ. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов»

Протокол 4

Программа заседания:

1. "Индивидуальный образовательный маршрут": что это такое, кто и как его разрабатывает?, Кузнецова Ирина Георгиевна, к.п.н. руководитель ЦИДО ГАУ ДПО СО ИРО

2. "Индивидуальная программа комплексного сопровождения обучающегося с ОВЗ специалистами школьного ППк", Брусилова Лариса Анатольевна, учитель-логопед, Буценко Ольга Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ школы-интерната №2 г.о. Жигулевск

3. "Разработка рекомендаций учителю на класс по итогам комплексной диагностики", Рябовская Татьяна Яковлевна, заместитель директора по УВР, председатель ППк, Шабалина Светлана Юрьевна, педагог-психолог, Куминова Наталья Анатольевна, педагог-психолог ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск

4. "Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми с ОВЗ", Игнатьева Галина Викторовна, учитель-дефектолог, Буренина Светлана Александровна, учитель ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск

5. "Мониторинг физического развития. Роль развития физических качеств обучающихся в формировании навыков учебной деятельности", Асиновскова Ольга Николаевна, Сусленкова Наталья Владимировна, учителя физической культуры ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск

 

 

 


{slider 2021 title="2023" open="false"}

План работы УМО

 Предлагаем вашему вниманию материалы очередного заседания учебно-методического объединения педагогов, реализующих адаптированные основные и дополнительные программы.

Тема заседания: "Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью: обновление программно-методического обеспечения"


Вопросы, рассматриваемые на заседании:
1. Обновление программно-методического обеспечения общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью
2. О проведении анализа специальных условий получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в образовательных организациях Самарской области в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и ФГОС основного общего образования. Программа и инструментарий исследования, порядок заполнения электронной таблицы
3. О конкурсах профессионального мастерства для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Стимулирование конкурсного движения как формы повышения профессиональной компетенции педагогов

Протокол № 1 заседания УМО 


Предлагаем вашему вниманию материалы очередного заседания учебно-методического объединения педагогов, реализующих адаптированные основные и дополнительные программы

Тема заседания: "Создание специальных условий получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в образовательных организациях Самарской области (из опыта работы региональных учебно-методических (ресурсных) центров отдельных общеобразовательных организаций, участвующих в реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с OB3)"

Протокол №2 заседания УМО

Материалы заседании:

1. Из опыта работы регионального учебно-методического (ресурсного) центра ГБОУ “Школа-интернат №3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти”

2. Из опыта работы регионального учебно-методического (ресурсного) центра ГБОУ “Школа-интернат №117 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара”

3. Из опыта работы регионального учебно-методического (ресурсного) центра ГБОУ “Школа-интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара”

4. Из опыта работы регионального учебно-методического (ресурсного) центра ГБОУ “Школа-интернат №17 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара”

5. Из опыта работы регионального учебно-методического (ресурсного) центра ГБОУ “Школа-интернат №2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Жигулевск”

6. Из опыта работы регионального учебно-методического (ресурсного) центра ГБОУ школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имени Героя Советского Союза И.Е. Егорова городского округа Новокуйбышевск

7. О результатах исследования специальных условий получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в образовательных организациях Самарской области в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и ФГОС основного общего образования.

 


Предлагаем вашему вниманию материалы очередного заседания учебно-методического объединения педагогов, реализующих адаптированные основные и дополнительные программы.
Вопросы, рассматриваемые на заседании:

1. Разработка адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями федеральных адаптированных образовательных программ

2. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы в соответствии с требованиями ФАОП

3. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ

Протокол №3


Предлагаем вашему вниманию материалы очередного заседания учебно-методического объединения педагогов, реализующих адаптированные основные и дополнительные программы.
Вопросы, рассматриваемые на заседании:

1. Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ (из опыта работы школ, участвующих в проекте «Доброшкола» НП «Образование»).
2. Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (из опыта работы школ, участвующих в проекте «Доброшкола» НП «Образование».
3. Подведение итогов деятельности регионального и территориальных УМО в 2023 году, основные направления методической работы в 2024 году

Выступали:

1. Пушкова Ангелина Сергеевна, учитель-логопед ГБОУ школы-интерната №71 г.о.Самара "Су-Джок – терапия как средство развития речи обучающих с умственной отсталостью начальной школы".

2. Чухвичева Светлана Михайловна, учитель-дефектолог ГБОУ школы-интерната имени И.Е.Егорова г.о. Новокуйбышевск, Бударина Анастасия Александровна, учитель-дефектолог ГБОУ школы-интерната имени И.Е.Егорова г.о.Новокуйбышевск "Использование развивающего набора "Нумикон" на коррекционно-развивающих занятиях"

3. Гошина Ольга Андреевна, учитель, заместитель директора по ВР ГБОУ школы-интерната № 4 г.о. Тольятти "Профориентационная работа на занятиях по СБО и дополнительному образованию как один из путей формирования социальной компетентности обучающихся с особыми образовательными потребностями"

4. Чеснаускас Юлия Андреевна, педагог дополнительного образования ГБОУ школы-интерната № 117 г.о Самара "Ранняя профориентация обучающихся с нарушением слуха в деятельности студии декоративно-прикладного искусства"

Протокол №4


 {slider 2021 title="2022" open="false"}

Предлагаем вашему вниманию материалы очередного заседания учебно-методического объединения педагогов, реализующих адаптированные основные и дополнительные программы.

Тема заседания: "Федеральные адаптированные основные образовательные программы: единое образовательное пространство, новые возможности для образования обучающихся с ОВЗ"

 

Протокол

 

Вопросы, рассматриваемые на заседании:

  1. Переход на федеральные адаптированные основные образовательные программы: специфика разработки и реализации рабочих программ и программ коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ
  2. Использование современных образовательных технологий и реабилитационного оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ (из опыта работы школ, участвующих в проекте «Доброшкола» НП «Образование»)
  3. Подведение итогов деятельности регионального и территориальных УМО в 2022 году

 

Выступали:

  1. Кузнецова И.Г., к.п.н., руководитель ЦИДО ГАУ ДПО СО ИРО «Специфика разработки и реализации рабочих программ и программ коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ при переходе на федеральные адаптированные основные образовательные программы. Планирование методической работы на 2023 год»
  2. Демичева И.А., педагог-психолог Центральной ПМПК ГКУ СО "Центр диагностики и консультирования Самарской области" «Организация своевременной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Соблюдение рекомендаций ПМПК при разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ»
  3. Логинова И.В., специалист регионального учебно-методического (ресурсного) центра ГБОУ школы-интерната № 117 г.о. Самара «Использование современных образовательных технологий и реабилитационного оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с нарушениями слуха»

 

 



Предлагаем вашему вниманию материалы очередного заседания учебно-методического объединения педагогов, реализующих адаптированные основные и дополнительные программы. Тема заседания "Разработка и реализация адаптированных рабочих программ по учебным предметам и курсам коррекционно-развивающей направленности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и обновленных ФГОС ООО" 

 

Протокол

 

Вопросы, рассматриваемые на заседании:

1. Кузнецова И.Г., к.п.н., руководитель ЦИДО ГАУ ДПО СО ИРО «Методическое обеспечение разработки и реализации рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности»

2. Ульянова Ю.А., старший методист отдела сопровождения профессионального роста педагогов ГБУ ДПО СО «Новокуйбышевский ресурсный центр» «Обзор информационно-методических ресурсов для разработки программ коррекционных курсов для работы с обучающимися с ОВЗ»

3. Вильдина Е.А., заместитель директора ГБОУ СО школа-интернат № 113 г.о. Самара «Система работы по формированию функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ»

4. Логинова Н.Н., заместитель директора по УВР ГБОУ СО школа-интернат с. Старый Буян «Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение деятельности педагога-логопеда в работе с обучающимися с ОВЗ»

 



 

Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию протокол и материалы заседания регионального учебно-методического объединения учителей, реализующих адаптированные основные и дополнительные общеобразовательные программы

 

Протокол

 

Вопросы, рассматриваемые на заседании:

 

1. О результатах конкурсов профессионального мастерства для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Стимулирование конкурсного движения как формы повышения профессиональной компетенции педагогов

 

2. О некоторых результатах анализа специальных условий получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в образовательных организациях Самарской области в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и ФГОС основного общего образования

 

3.  Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (из опыта работы школ, участвующих в проекте «Доброшкола» НП «Образование»)

- Новые возможности системы дополнительного образования и модернизация образовательной области «Технология» в рамках реализации мероприятий национального проекта «Образование» (из опыта работы ГБОУ школы-интерната им. Егорова г.о. Новокуйбышевск       

презентация

- От успеха в школе - к успеху в жизни (из опыта работы ГБОУ школы-интерната № 71 г.о. Самара)

 

4. Преодоление «цифрового неравенства». Опыт работы по обучению цифровой грамотности обучающихся с ментальными нарушениями

   - «Цифровая среда в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Купцова Наталья Вячеславовна ГБОУ школа- интернат №3 Самарская обл., г.о. Тольятти

  - Использование образовательных ресурсов ЦОС при формировании жизненных компетентностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями Тарасов Геннадий Васильевич, заместитель директора ГБОУ Школы-интерната с. Старый Буян

  - Эффективные практики применения цифровых технологий в работе ГБОУ школы-интерната с. Старый Буян Логинова Надежда Николаевна, заместитель директора по УМР ГБОУ Школы-интерната с. Старый Буян

 


План работы учебно-методического объединения на 2022

План мероприятий на 2022г. по методическому сопровождениию педагогов, реализующих адаптированные основные и дополнительные образовательные программы в общеобразовательных организациях Самарской области 

 

9 февраля 2022 года состоялось заседание учебно-методического объединения (УМО) учителей, реализующих адаптированные основные и дополнительные общеобразовательные программы. Тема заседания: "О проведении анализа специальных условий получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в образовательных организациях Самарской области в условиях реализации ФГОС".

В работе заседания приняли члены регионального УМО учителей, реализующих адаптированные основные и дополнительные общеобразовательные программы, специалисты территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области, курирующие вопросы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты ресурсных центров, руководители и заместители руководителей отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, а также руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комисссии Егунькина А.Н. Всего в работе он-лайн заседания приняли участие 119 человек.

Предлагаем вашему вниманию материалы заседания  и протокол заседания


{slider 2021 title="2021" open="false"}

Отчет о деятельности учебно-методического объединения педагогов, реализующих адаптированные основные и дополнительные образовательные программы в 2021 году


21 декабря 2021 года в формате видеоконференции состоялось расширенное заседание учебно-методического объединения учителей, реализующие адаптированные основные и дополнительные общеобразовательные программы. В работе УМО приняли участие члены регионального УМО, специалисты ресурсных центров, территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области, департаментов образования г.о. Самара и Тольятти, курирующие вопросы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, руководители и заместители руководителей отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, а также педагоги общеобразовательных организаций, осуществляющие обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего в заседании приняли участие 78 человека. Предлагаем вашему вниманию протокол и материалы заседания:

 1. О реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ на территории Самарской области - Кузнецова Ирина Георгиевна к.п.н., руководитель ЦИДО СИПКРО, руководитель регионального УМО учителей, реализующих адаптированные основные и дополнительные общеобразовательные программы

2. Система работы по формированию жизненной компетенции и профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ в ГБОУ школе-интернате имени Героя Советского Союза И.Е. Егорова г.о. Новокуйбышевска - Попова Елена Валентиновна,  директор ГБОУ школы-интерната имени Героя Советского Союза И.Е. Егорова г.о. Новокуйбышевска

3. Программа профессионального самоопределения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Профессия, которую я выбираю» - Артюшина Ольга Александровна, учитель ГБОУ школы-интерната № 3 г.о.Тольятти

4. Система работы по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ - Брусилова Лариса Анатольевна, учитель-логопед, руководитель РУМ(Р)Ц ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск

5. «От успеха в школе — к успеху в жизни!» Опыт работы ГБОУ школы-интерната № 71 г.о. Самара по профессиональной ориентации обучающихся - Чистикова Татьяна Валентиновна, зам. директора по УВР ГБОУ школы-интерната № 71 г.о. Самара

6. Опыт деятельности ТУМО педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ Поволжского округа - Ульянова Юлия Александровна- старший методист отдела сопровождения профессионального роста педагогов ГБУ ДПО СО «Новокуйбышевский ресурсный центр»



14 сентября состоялось очередное заседание регионального УМО педагогов, реализующих АООП. Тема заседания: Взаимодействие с родителями обучающихся с ОВЗ и родительскими общественными организациями при разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ". Предлагаем вашему вниманию протокол заседания


11 июня состоялось очередное заседание регионального УМО педагогов, реализующих АООП. Тема заседания: "Разработка рабочей программы по предмету, адаптированной для обучающихся с ОВЗ". Предлагаем вашему вниманию материалы заседания и протокол заседания


18 марта 2021 года в формате видеоконференции состоялось расширенное заседание учебно-методического объединения учителей, реализующие адаптированные основные и дополнительные общеобразовательные программы. В работе УМО приняли участие члены регионального УМО, специалисты ресурсных центров, территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области, департаментов образования г.о. Самара и Тольятти, курирующие вопросы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, руководители и заместители руководителей отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, а также педагоги общеобразовательных организаций, осуществляющие обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего в заседании приняли участие 103 человека. Предлагаем вашему вниманию материалы заседания:

1. Стратегические направления методической работы учебно-методического объединения учителей, реализующих адаптированные основные и дополнительные общеобразовательные программы, в 2021 году - Кузнецова Ирина Георгиевна

2. Цифровая трансформация образования обучающихся с ОВЗ: ресурсы и возможности цифровых и дистанционных образовательных технологий:
2.1. Методическое сопровождение педагогов в условиях цифровой трансформации; Комментарии к презентации; - Логинова Надежда Николаевна
2.2. Методическое сопровождение организации безопасной образовательной среды в условиях цифровизации образования; Комментарии к презентации; - Каменская Галина Николаевна
2.3. Разработка и использование цифровых ресурсов в учебном процессе школьников с ментальными нарушениями; Комментарии к презентации; - Ромаданова Светлана Вячеславовна
2.4. Цифровые образовательные ресурсы и технологии в работе педагогов; Комментарии к презентации; - Просторов Александр Николаевич

Предлагаем вашему вниманию протокол заседания

О подготовке к введению ФГОС ОВЗ

Методические рекомендации по выявлению и распространению наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей

Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ

Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"


Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра

Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях

Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях

Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях

Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях


Малых Р.Ф. Обучение математике слепых и слабовидящих младших школьников: учебное пособие

Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений

Методические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

Инструктивно-методическое письмо "Об организации в 2018/19 учебном году образовательного процесса  для обучающихся с ОВЗ"

Письмо о примерном Положении об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Рекомендации по разработке программ основного общего образования для 5х классов

"Об организации работы общеобразовательных организаций" в 2020-2021 учебном году (от 14.08.2020)

Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 N 05-283 "Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении"

Постановление от 10 июля 2015 г. n 26 об утверждении санпин 2.4.2.3286-15 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Об уиверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Самарской области

План мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018-2020 годы

Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на 2018

Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

Приказ "Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Приказ "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897"

Информационно-методическое письмо Об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Самарской области

Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации

Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 уч.году

 

Добро пожаловать на страницу учебно-методического объединения педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Министерство просвещения России направляет разъяснения по организации образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья

- Письмо Минпросвещения России от 30.08.2024 № ДГ-1478/07 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), с инвалидностью с учетом необходимости обеспечения индивидуализированного подхода")

- Приказом Министерства просвещения РФ от 17 июля 2024 года № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ» были внесены изменения в учебные планы и федеральные рабочие программы отдельных учебных предметов
 Изменения вступают в силу в два этапа:
 первый блок – с 1 сентября 2024 года: новые федеральные рабочие программы (ФРП) учебного предмета «Труд (технология)», изменение даты окончания учебного года
 второй блок  – с 1 сентября 2025 года: новые ФРП по истории и обществознанию для всех нозологических групп,  внесение изменений в федеральные учебные планы

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 года № 67 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ» утверждены изменения ФАОП, касающиеся предметной области «Основы безопасности и защиты Родины»:

       – утверждены федеральные рабочие программы (ФРП) для обучающихся с ОВЗ по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»;

       – внесены изменения в учебные планы в части предметной области «Основы безопасности и защиты Родины».

Данные изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 года.

 

Письмо Министерство просвещения России от 31.08.2023 №АБ-3569/07  "О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г."

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ

Формулировки вариантов заключений ПМПК для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральными образовательными программами общего образования, в том числе адаптированными/ формулировки названий программ, разрабатываемых образовательными организациями на основании заключений ПМПК


 

 

 

Деятельность УМО

deyatelnost

  

В помощь учителю

vpomosh

"Золотая педагогическая коллекция"

 

Учебники для обучающихся с ОВЗ

Федеральные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ